«Винные газированные напитки» завоевывают рынок

Почему шампанское теряет популярность в России

Дегустаторы «Росконтроля» назвали самое вкусное отечественное шампанское. За звание лучшего соревновались шесть брендов. Первое место, в том числе по качеству, получило «Наследие мастера. Лев Голицын». Что происходит на рынке игристых вин, и почему контрафакт стал легальным? Разбиралась Аэлита Курмукова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Первая бутылка шампанского в России появилась в 1780 году, когда Филипп Клико отправил в Москву небольшую партию своего напитка. Однако бизнес на игристом уже после его смерти сделала безутешная вдова его сына — наследника винодельни. Сначала она переименовала дом «Клико» во «Вдову Клико», а в 1825 году продала в России 250 тыс. бутылок шампанского — 90% всего производства фирмы.

Классик Проспер Мериме тогда писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого». Кстати, бутылка «кликовского» стоила 12 руб. — за эти деньги можно было купить, например, шесть коров. Клико потеснил с рынка князь Лев Голицын — основоположник виноделия в Крыму и промышленного производства игристых вин в Абрау-Дюрсо.

Но шампанское в нашей стране оставалось дорогим вплоть до начала 2000-х, когда произошло выравнивание цен. В советские годы «тихое вино» стоило 1,5 руб., а «Советское шампанское» — целых 5 руб. Подделок же на этом рынке в то время, как говорят эксперты, не было.

Но в наши дни то, что еще пять-семь лет назад считалось фальсификатом, стало легальным продуктом и получило название «газированный винный напиток», замечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: «Нет никакого смысла производить фальсификат игристых вин, шампанского, потому что, во-первых, усиливается контроль, а, во-вторых, ты можешь совершенно легально производить бывший фальсификат, никто тебя не тронет. То есть наливай в напиток 50% виноматериала, пускай его в производство, и тебя еще население поцелует во все места за эту продукцию».

«Газированный винный напиток» постепенно замещает шампанское. Если в середине 2000-х производилось 250 млн л игристых вин, то, например, в этом году в два раза меньше. И причина — в отсутствии регулирования. Дело в том, что минимальная розничная цена установлена правительством только для шампанского — оно не может стоить дешевле 164 руб. Газированные напитки могут продавать и за 90 руб., говорит директор Ассоциации игристых вин Алан Соколов: «Существует ГОСТ — "винные газированные напитки". Их упаковывают в такую же упаковку, как и игристое вино и шампанское. Потребитель, увидев одинаково оформленные бутылки, но по разной цене, условно в 140 и 200 руб., возьмет ту, которая дешевле. Кроме того, такая продукция зачастую украшена красочной этикеткой и выглядит как а-ля прозападная. Все это вводит потребителя в заблуждение. Кто-то это называет "социальным" продуктом, но мы категорически с этим не согласны. В следующем году ассоциация будет предпринимать серьезные шаги, чтобы эта категория явно отличалась на полках магазинов от других вин».

В России, в основном, пьют полусладкие напитки. Европейские дома шампанских вин делают сухие. Поэтому доля импорта минимальна, сообщил винный критик Денис Руденко: «Иногда попадаются подделки под дорогие марки, скажем, под Cristal или Dom Perignon, то есть под бутылки, которые стоят несколько сотен долларов. О таких подделках я слышал, но это штучные вещи, которые производятся очень небольшими партиями. Фактически на массовом рынке встретить подделку отечественного или импортного бренда практически невозможно».

Импортное шампанское сейчас занимает всего 10% рынка, а во времена Пушкина — 90%.

Самым дорогим игристым вином, проданным на аукционе, считается шампанское компании Heidsieck — $275 тыс. за бутылку. В 1916 году из Швеции морем отправили партию Heidsieck — императору Николаю II. Однако немецая субмарина потопила корабль. 2 тыс. бутылок, найденные дайверами восемь десятилетий спустя, сейчас «всплывают» на мировых аукционах.

Вся лента