Porsche загоняет рабочие контакты во временные рамки

Возможно ли повторение опыта компании в России

Сотрудников Porsche избавят от лишних контактов с руководством. В профсоюзе автопроизводителя предлагают освободить работников от необходимости читать корпоративную почту в нерабочее время. Насколько обоснован такой подход? И может ли он быть применен в России? Разбирался Алексей Соколов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Эта новость для многих может прозвучать как будто из параллельного мира — глава профсоюзного комитета Porsche Уве Хюк заявил, что необходимость постоянно отслеживать служебную переписку создает для сотрудников не только стрессовую ситуацию, когда боишься любой вибрации смартфона, но и в целом добавляет людям работы, которая, к слову, не оплачивается. Профсоюзный комитет компании уже разработал поправки в трудовой договор. Согласно им, почтовые аккаунты попросту блокируются с семи вечера до шести утра, а также в выходные или на время отпуска. Письма, отправленные в неурочный час, возвращаются отправителю. При этом в материнской компании Porsche — Volkswagen — похожие ограничения уже действуют, но там почта все-таки доходит до адресата, после чего рабочее утро он встречает с ворохом рабочей корреспонденции. Но такую меру господин Уве Хюк считает недостаточной.

Руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова отмечает, что подобная концепция не может распространиться на все рабочие места и компании: «Эта новость воспринимается достаточно двояко. Ведь бизнес-процессы могут быть разными. Если мы говорим, например, о компании уровня стартапа, то там такая работа в принципе невозможна. В России, как мне кажется, в основном все работают, условно говоря, не с 8.00 до 17.00. На первом месте все же стоит результат. Руководству зачастую все равно, в какое время он достигается. Сейчас множество компаний, наоборот, переходит на свободные графики работы и не временем измеряют результат деятельности своих сотрудников, а другими вещами».

Дьявол, как всегда, кроется в деталях, и ограничения в компаниях на поверку оказываются выборочными: то есть те, кто должен срочно отреагировать на сигнал, того самого постоянного стресса, судя по всему, не лишаются. Что, впрочем, логично, считает руководитель проекта «Антирабство» Алена Владимирская. По ее словам, у всех, кто таким переработкам подвержен, это обычно прописано в трудовом договоре, а поэтому и удивляться ненормированному рабочему дню не приходится. Правда, как в Европе, так и в России начинают с этим бороться, добавляет эксперт: «Человек перестает быть эффективным. В таком режиме он начинает буквально "вибрировать" на каждое письмо. Даже есть такая офисная болезнь — боязнь открывать рабочую почту. Собственно, от этого сотрудник вообще перестает ее читать. Кстати, довольно часто она встречается у топ-менеджеров и у консультантов высокого уровня. Представьте, они читают письмо, например, в 12 часов ночи и выясняют, что накосячили в отчете или какая-то другая неприятность случилась, и что они могут сделать? Компании как-то стали к этому совершенно иначе относиться».

Похожие ограничения есть и на уровне стран. Например, в Испании работать более 40 часов в неделю запрещено на уровне закона. Во Франции есть так называемое «право на disconnect» — в крупных компаниях, где работают более 50 человек, законодательно запрещено рассылать почту в нерабочие часы. Но в блогах эмигранты или просто уехавшие на заработки россияне отмечают: там и работать приходится совсем в другом темпе, и если тебя не трогают в свободное время, то в течение дня должна быть только работа, без постоянных перекуров и перерывов на кофе.

Участники рынка труда отметили, что в России похожие ограничения на рассылку писем тоже начинают появляться, но, как правило, в филиалах зарубежных компаний.

Вся лента