«Я не сторонник субсидий, они мешают бизнесу»

Руководитель завода CLAAS на Кубани Ральф БЕНДИШ о машиностроении и перспективах развития экономики

-Какие преимущества Краснодарского края стали основными при выборе региона для строительства завода?

-Больше 15 лет назад руководство компании выбирало регион по трем факторам. В нем должен быть емкий рынок сбыта нашей продукции, развитое сельское хозяйство, в частности выращивание зерновых культур, а также промышленные предприятия для закупки некоторых комплектующих. По первым двум позициям Краснодарский край подходил идеально, вызывало некоторое опасение небольшое число нужных нам заводов, но в конечном итоге свой выбор решили остановить на Кубани, посчитав регион перспективным.

-Как вы считаете, почему иностранному инвестору стоит вкладывать в бизнес и развивать его на Кубани?

-Регион имеет огромный потенциал. Здесь очень мягкий климат, большой ресурс рабочей силы. У АПК Краснодарского края достаточно высоких уровень применения средств механизации, за счет чего высвобождаются люди, ранее задействованные в ручном труде. На Кубани можно развивать, к примеру, машиностроение, создавать предприятия по выпуску наукоемкой продукции по новым технологиям, подготовленные кадры есть.

-Какие меры поддержки бизнеса в крае вы считаете наиболее эффективными и почему?

-Самая действенная мера – не мешать ему самостоятельно развиваться. Бизнес необходимо избавить от излишнего внимания госорганов, бюрократических процедур. Проверки бесконечные мешают, особенно со стороны федеральных органов. Считаю надо передать их функции региональным властям. Я не сторонник ни льгот, ни субсидий, они мешают нормальному развитию бизнесу. Они нужны крайне редко для нужд малого предпринимательства, и то только на определенное время. Я приведу пример. Власти Германии поддерживали субсидиями производителей солнечных элементов, но в один момент китайские производители смогли предложить рынку более дешевый товар в этом сегменте и немецкие заводы обанкротились. Без поддержки государства предприниматели не смогли поддерживать темп развития, расслабились, не смогли снизить себестоимость и ушли. Субсидии не дают должным образом развиваться, в определенный момент они представляют опасность для компаний.

-Каковы преимущества Кубани перед другими регионами для инвестиций?

-Самое главное – профессиональная команда губернатора региона, от которой многое зависит. Вернее от ее умения работать с инвесторами, сопровождать проекты, обеспечивать режим наибольшего благоприятствования. У Краснодарского края есть еще одно важное преимущество – наличие крупных портов, через которые можно вести внешнеэкономическую деятельность. Ну и конечно же - природно-климатические условия!

-Отметьте, на ваш взгляд, те проблемы, решение которых поможет бизнесу в регионе?

-Краснодарскому краю не хватает электроэнергии. Крупные предприятия потребляют ее в большом объеме, а сетевые компании не обладают необходимыми мощностями. Это очень острый вопрос и его надо решать быстрее, иначе это будет тормозить развитие экономики в целом. Как я уже говорил, надо передать функции различных федеральных надзоров региональным структурам, что благоприятно скажется на общем климате. Я не говорю об их отмене, а только об ограничении их количества. Наш завод работает давно, но власти Кубани нам по-прежнему помогают в решении некоторых вопросов, особенно в переговорах в Москве с федеральными органами, хотелось, чтобы эта практика продолжилась. Лучшую рекламу региону делают довольные инвесторы. Руководители компаний имеют много контактов по бизнесу, их рекомендации будут иметь больший вес, чем, к примеру, прямая реклама.

-Если сравнивать экономику региона 10 лет назад и сейчас, что изменилось в лучшую сторону в Краснодарском крае?

-Экономика Кубани стала диверсифицированной. Если раньше главный упор делался на сельское хозяйство, то в последние годы власти активно развивают машиностроение, переработку и хранение продукции сельхозпредприятий. Возможно, и вокруг нашего завода появится промышленный кластер, который позволит поднять уровень локализации нашей продукции, но для этого нужны предприятия-поставщики. В Краснодарском крае вполне реально построить производство легковых или коммерческих автомашин. По моим данным, такие проекты прорабатывают зарубежные компании.

-Какие новые направления экономики региона могут иметь будущее?

-Краснодарский край просто создан для организации производства возобновляемой энергии, а точнее – солнечных батарей и техники, связанной с этим. За этим будущее. Я наблюдаю за этими процессами и могу сказать, что со временем мы уйдем от двигателей внутреннего сгорания, а большая часть электропотребления будет идти от экологически чистых технологий. Это могут быть биогазовые установки, панели, ветрогенераторы. Для выпуска подобной продукции понадобятся индустриальные и промышленные парки. Нужна разработка дорожной карты. В Европе ветрогенраторов установили уже сотни.

-Возможно ли восстановление станкостроения на Кубани?

-На этот вопрос можно ответить, просчитав спрос и объем необходимых инвестиций. Возможно, это будет невыгодно. Мы недавно приобрели два станка, один из них с единственного в Восточной Европе белорусского завода. Предприятие работает при наличии заказов, оборудование выполнено на технологическом уровне 30 летней давности, они не развиваются. В чем тогда смысл существования завода? Нельзя начать капиталоемкое производство с нуля без перспектив сбыта. В Краснодарском крае лучшее сельское хозяйство в стране, вино, туризм, эти направления - вектор уверенного развития региона на сегодняшний день.

-Как бы вы охарактеризовали сегодняшний уровень машиностроения на Кубани?

-Есть куда расти. Особенно в плане технологий и качества продукции. Но я могу говорить только о сельхозмашиностроении, здесь у меня больше информации, поэтому я утверждаю, что в Краснодарском крае расположено мощное современное предприятие в нашем лице. Мы выпускаем комбайны и трактора мирового уровня. При том, что нам пришлось для России существенно увеличить ресурс изделий. Техника в стране на полях работает в несколько раз интенсивнее, чем в Европе, это обусловлено значительно большими площадями обработки.

-С какими проблемами в отрасли столкнулось возглавляемое вами предприятие?

-С отсутствием необходимого количества предприятий-поставщиков. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятий машиностроения на Кубани было больше. У нас иногда возникают организационные проблемы, когда мы не можем найти компоненты здесь по той же цене, по которой мы их можем приобрести в Германии или Чехии. Компании здесь хотят получить прибыль быстро, искусственно завышая цены. В Германии уровень прибыли везде одинаков – 3%. Здесь же он может превышать и 15-20%. Нам необходимо продать свою технику по приемлемой для сельхозпредприятий цене. Вторая проблема – очень высокие процентные ставки банков. Я не понимаю, чем они мотивированы. У банков миллиардные прибыли, а бизнес не может взять кредиты. Должна быть система, при которой компании занимают деньги у финансовых организаций и спокойно отдают в ближайшие несколько лет. Решение этой проблемы целиком на государстве, в его функции регулирования банковской сферы.

-Догнать западные компании уровню машиностроения возможно?

-На этот вопрос трудно ответить. Я родился в Восточной Германии и знаю уровень Советского Союза тех лет. Страны Варшавского договора и тогда отставали по уровню развития машиностроения. Процесс глобализации экономики зашел далеко, полностью заменить продукцию по программе импортозамещения не удастся. Да и не вижу смысла заново изобретать велосипед.

-КЛААС - первый иностранный проект, который вошел в программу поддержки производителей сельхозтехники по субсидированию части стоимости техники благодаря регионализации производства. Как считаете, что это дало краю и что - вашей компании? Стоит ли эту практику распространить на другие производства?

-Наша компания пришла в Россию 14 лет назад. В 2003 году в Краснодаре наладили производство продукции путем крупноузловой сборки из машинокомплектов. Сейчас мы производим технику с высокой долей локализации из российского металла, постепенно почти полностью будем изготавливать машины из деталей, произведенных в стране, в том числе и в крае. Создаем больше рабочих мест, планируем увеличить производственные мощности, хотя вначале не планировали это делать так быстро. Но нам уже не хватает места, поэтому будем достраивать цеха. Позднее планируем отдать в аренду мощности нашим партнерам, которые и будут заниматься производством. Краю это даст решение проблем трудоустройства, отчисления в бюджет, в будущем - образование машиностроительного кластера вокруг завода.

-В последние годы у нас в стране много говорят о том, что немецкий бизнес мог бы получить большое развитие в России, в том числе и на Кубани? Этому что-то мешает?

- Ничего не мешает, в том числе и санкции. У представителей немецких компаний нет ясной картины о том, как будет развиваться экономика России. Недавно к нам приезжала делегация четырех предприятий по выпуску автокомпонентов и они рассказали, что отложили строительство завода в стране по этой причине. Но есть и другие компании, которые начинают проекты в России. Например, Petkus, специализирующаяся на производстве оборудовании для элеваторов, уже подписала соглашение с администрацией Кубани. Для них, кстати, важным обстоятельство при выборе региона было наличие нашего завода. Это к слову о машиностроительном кластере. По моим данным, всего в России есть свыше 5 тыс. предприятий с участием немецкого капитала, где работают свыше 270 тыс. сотрудников. Их оборот составляет более $50 млрд. За последние годы их число немного сократилось. Часть небольших компаний закрыли свои представительства, крупные наоборот укрепили свои позиции на рынке, они продолжают инвестировать в экономику страны.

-По каким направлениям немецким компаниям будет интересно работать в Краснодарском крае?

-Безусловно, это производство и поставка комплектующих, создание и комплектация перерабатывающих производств в сфере АПК, туристко-реакреационный бизнес, хранение и транспортировка сельхозпродукции, в частности, овощей и фруктов. Сейчас целый ряд компаний ведут переговоры с властями Краснодарского края. Возможно, новые соглашения подпишут в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

-Какие отличительные особенности имеет бизнес в Краснодарском крае от общероссийского, немецкого, западного?

-Бизнес не отличается ничем, разве что здесь все процессы проходят более динамично. Менталитет наших народов достаточно близок. Транслировать наш подход к бизнесу, к порядку, дисциплине, качеству оказалось легко. Наши сотрудники приняли все быстро. В каждой стране есть свои особенности. Завод во Франции было тяжелее интегрировать в структуру нашего концерна.

СПРАВКА

Ральф Бендиш родился в Бранденбурге (Германия) в 1958 году. С 1976 по 1985 ода изучал машиностроение в Киеве, где защитил кандидатскую диссертацию. С 1998 работает в CLAAS KGaA mbH. С начала в Северной Рейн-Вестфалии, затем в Украине, Белоруссии и России. С 2003 г. - генеральный директор ООО «КЛААС» в Краснодаре. Женат, имеет троих детей. Господин Бендиш также почетный консул ФРГ в Краснодаре, уполномоченный представитель Российско-Германской внешнеторговой палаты по ЮФО. Он профессор КубГАУ, почетный профессор КубГТУ и Кубанского Государственного Университета, член консультативного совета по иностранным инвестициям при губернаторе региона, заместитель председателя Южного регионального комитета Ассоциации Европейского бизнеса, заслуженный машиностроитель региона, почетный гражданин Краснодара.

Сергей Лапшин

Вся лента