Мошенники маскируются в черное

Как не прогореть на распродажах

В России стартовала одна из крупнейших мировых распродаж — «Черная пятница». Вместе с магазинами-участниками к сейлу подготовились и мошенники: рунет наводнили сайты-клоны, и погоня за самой крупной скидкой может привести к потере денег. Как не прогореть в «Черную пятницу», выяснял Алексей Соколов.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Принято считать, что «черной» пятница стала из-за того, что в США убыток продавец записывал в документы красным цветом, а прибыль — черным. Как и многие другие популярные зарубежные праздники и акции, крупнейшая распродажа перекочевала и в Россию. Но если в США скидки на товары действительно доходят до внушительных 80–90%, то в России за выгодными скидками устраивается настоящая охота. И, разумеется, это подстегивает мошенников использовать самые разнообразные схемы обмана покупателей.

Самый популярный вариант — фейковые сайты. Руководитель проектов компании Brand Monitor Антон Кирнос рассказал о том, что этот вид мошенничества массово появился в прошлом году: «Мы зафиксировали значительный всплеск сайтов-мошенников — это сайты-клоны, одностраничные сайты, которые называют лендинг-пейдж, часто доменная зона .sale, .online, .shop. Эти одностраничные сайты чаще всего продвигаются в контекстной рекламе, они существуют буквально несколько дней, далее их просто бросают. Если вас просят перевести предоплату на карту или какой-то электронный кошелек, точно стоит насторожиться, потому что если с эквайрингом как-то еще понятно — можно заблокировать карту — у нарушителей с кошельками все значительно сложнее, они просто выводят деньги».

За несколько дней акции в России крупные продавцы-участники могут заработать до 40% ежемесячной прибыли, маленькие магазины могут собрать до 600%. Кроме того, есть магазины, которые используют само выражение «Черная пятница», но официально партнерами российских компаний-организаторов акции не являются. Агрегаторов всего два: BlackFridaySale и RealBlackFriday.

Многие мошенники тоже используют интернет-баннеры «Черной пятницы», но отличить их от реальных магазинов не так сложно, отмечает заместитель гендиректора «1С-Битрикс» Сергей Кулешов: «Большинство магазинов используют протоколы HTTPS, которые позволяют подтвердить достоверность магазина — об этом сообщает и браузер, подсвечивая зелененьким замочек рядом с адресной строкой. И, конечно, нужно сделать какую-то проверку на адекватность — действительно высокий дисконт может наводить на подозрения».

Любопытно, что в интернете есть предложения по продаже таких сайтов-однодневок. К примеру, менее чем за 10 тыс. руб. можно стать гордым владельцем площадки с кричащим дизайном, манящими крупными скидками и даже собственной платежной системой. Продавец цинично отмечает: «после оплаты клиенту остается наблюдать за статусом своего заказа, а что делать дальше — решать вам».

У мошенников есть несколько дней для деятельности и после «Черной пятницы»: практически сразу за финалом акции стартует вторая крупная мировая распродажа — «Киберпонедельник». В этом году она выпадает на 27 ноября.

Вся лента