«Любой интерес к криптовалютам и ICO можно считать позитивным»

Эксперт в эфире «Ъ FM» — о позиции Минфина и ЦБ

Банк России и Минфин согласовали позиции по поводу криптовалют — в итоге с майнеров будут собирать налоги, оплату услуг в биткойнах на территории России запретят, а ICO, то есть сбор денег на проекты в криптовалютах, зарегулируют. Ранее Минфин предлагал разрешить торговлю цифровыми деньгами в России только профессиональным трейдерам. В Центробанке это предложение не поддержали. В итоге регулятор и ведомство пришли к общему мнению, что торговлю криптовалютой не будут ни запрещать, ни легализовать, а вот инструменту ICO, возможно, придадут юридический статус. Экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов обсудил ситуацию с сооснователем и партнером криптофонда The Token Fund Владимиром Смеркисом.

Фото: Сергей Коньков, Коммерсантъ

— Как вы относитесь к таким предложениям Минфина и Центробанка?

— Безусловно, любой интерес к криптовалютам и инструменту сбора средств на реализацию криптопроектов мы считаем позитивным. Россия давно думала о том, чтобы легализовать ICO, потому что у компаний, в том числе высокотехнологичных, доступ к международному капиталу достаточно ограничен, а возможность проведения ICO — это как раз способ привлечь средства в компании, развивающиеся на данном рынке.

— Россия будет первой в мире в этом процессе? Потому что нигде подобных прецедентов нет.

— Действительно, примеров прямого указания о том, что процесс ICO является легальным, в мире не очень много. Но, тем не менее, есть ряд компаний, которые зарегистрированы на Каймановых, Британских Виргинских островах, в Швейцарии и так далее и имеют юридическое лицо, позволяющее принимать токены в счет привлечения денег в свой капитал.

— Я говорю о законодательстве, которое будет регулировать ICO. По-моему, нигде к этому даже близко не подступились. Есть лишь некоторые замечания Комиссии по биржам и ценным бумагам в США, и какие-то заявления звучали в Азии по поводу процесса ICO.

— Да, именно так.

— Но, по большому счету, в мире никто не собирается заниматься регулированием этого вида привлечения средств. Я правильно понимаю ситуацию?

— Насколько я знаю, вы совершенно правы. Просто некоторые законодательные базы более лояльны к проведению такого рода сбора средств, а некоторые — категорически против. В частности, власти Китая месяц или полтора назад сказали, что они против проведения ICO на территории страны. По моим данным, там как раз думают о том, как это зарегулировать. Но сейчас таких законодательных проектов и законов, насколько я знаю, нет.

— Процесс ICO несколько отдельно стоит, так сказать, от торговли криптовалютами. К ней и к самим криптовалютам как таковым и в Минфине, и в ЦБ, насколько я знаю, относятся крайне отрицательно. С вашей стороны, как должен подход наших регуляторов формироваться в этом вопросе? Правы они или нет?

— Конечно, сейчас несколько преждевременно говорить о том, чтобы разрешать ICO без изменения законодательной базы по криптовалютам, ведь прием средств в таком формате чаще всего происходит именно в криптовалютах. Поэтому хорошо, что наши законодатели не говорят о том, что они запрещают биткойны или другие криптовалюты. На мой взгляд, в России их легализация и становление легального статуса рано или поздно произойдет, если будет разрешено ICO на территории нашей страны.

— ЦБ сейчас выступает против суррогатных валют, поскольку они обладают несколькими трансграничными и бесконтрольными для регулятора функциями. Как вам кажется, Банк России сильно будет этого опасаться?

— Если мы говорим конкретно про биткойн, то да. Если мы говорим, например, про Bitcoin Cash, который недавно прозвучал в новостях достаточно громко, то у этой криптовалюты есть генеральный директор. Если мы говорим про Ethereum и компанию, которую возглавляет Виталик Бутерин, то там тоже есть соответствующая организация — Ethereum Foundation. То есть это косвенная возможность контролировать те или иные криптовалюты.

Но вот, например, в Японии есть вполне понятный легальный статус криптовалюты. Вы можете открыть в банке, расположенном на ее территории, соответствующий счет. Поэтому здесь все-таки об инструментах регулирования криптовалют люди думают, и есть возможность их как-то контролировать.

В России можно запретить продажу и покупку биткойнов и работать с виртуальными валютами, например, через крипторубль. Это один из инструментов, на мой взгляд, не очень хороший, но, тем не менее, вполне возможный.

Вся лента