Страсть к прекрасному

Дмитрий Буткевич — о коллеции Клода Моне

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об увлечении Клода Моне коллекционированием. Оказывается, художник сам был страстным собирателем произведений искусства.

Фото: Ирина Калашникова, Коммерсантъ

В парижском музее Мармоттан-Моне открыта выставка, которая представляет создателя импрессионизма с непривычной точки зрения — как коллекционера. Как пишет TheArtNewspaperRussia, Клод Моне (1840-1926) был страстным собирателем произведений искусства, о чем мало кто знает. Коллекционировал он работы современников, причем в его доме в Живерни на виду висели японские гравюры, а картины и скульптуры располагались в спальне.

Единственный наследник художника — сын Мишель — сумел распродать все, что представляло ценность, оплачивая собственное увлечение африканскими сафари. Еще до Второй мировой войны им были проданы картины Коро, Ренуара и Сезанна, хотя и осталось немало — картины самого Моне и небольшие портреты отца и матери кисти Ренуара. Все это бездетный Мишель передал музею Мармоттан.

Считается, что первым лотом коллекции Моне стал портрет-шарж художника-собирателя, сделанный школьным другом Шарлем Луйе в 1859-1861 гг. До конца 80-х коллекция пополнялась за счет подарков. А вот с начала 1890-х у Моне появляются американские покупатели, его собственные полотна растут в цене, и он активно приобретает работы друга Ренуара. Среди маршанов, то есть арт-дилеров Моне, были знаменитые Амбруаз Воллар и Поль Дюран-Рюэль.

Любопытно, кстати, что Моне часто видели посещавшим продукционные выставки, однако сам в торгах он никогда не участвовал — доверял «бидовать» своим представителям. Прямо, как современные олигархи. Любил Сезанна. Известна история, как маршану «папаше Мартену» он продавал за 100 франков свой пейзаж; у того было только 50, и Моне «добил» картину работой Сезанна.

А с Огюстом Роденом он обменивался. Отдал тому пейзаж Бель-Иля, а получил взамен бронзу «Молодая мать в пещере». Интересна история, как Моне выкупил через маршана Дюран-Рюэля несколько портретов детей своей второй супруги. Ее первый муж, успешный коммерсант и коллекционер Эрне Ошеде, заказывал портреты их шестерых детей самым модным художникам, но в итоге разорился и продал коллекцию за долги. Часть портретов Моне сумел вернуть.

Вся лента