Российские художники оказались недооцененными

Почему аукционные дома редко продают их работы

Самым дорогим российским художником оказался Валерий Кошляков, за два года заработавший лишь €150 тыс. Рейтинг публикует журнал Forbes. При составлении списка учитывались результаты аукционов и продажи ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Фото: Christies

Как выяснилось, доходы именитых отечественных мастеров в разы меньше, чем у их зарубежных коллег.

55-летний Валерий Кошляков работает с необычными материалами — картонными коробками, пакетами для мусора, скотчем и пластиком. Его произведения в разное время выставлялись в Лувре, музее Гуггенхайма, Пушкинском музее и Третьяковской галерее. За последние два года на различных аукционах он заработал около €147,5 тыс.

Второе место занял Владимир Потапов, который работает в жанре современной живописи. Он стал первым художником в мире, который устроил выставку на самой высокой точке горы Эльбрус. Его доходы на аукционах составили €120 тыс.

Третье место у Виталия Пушницкого. Эксперты называют его одним из самых продуктивных современных российских художников. Он создает картины, инсталляции и мультимедиа-объекты. Объем его продаж превысил €100 тыс.

Международные аукционные дома практически отказались от российских художников, именно этим обусловлены низкие объемы продаж, отметил арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич: «Российские художники продаются на ограниченном числе аукционов, и мы по-прежнему, к сожалению, не входим в мировой художественный мейнстрим. Например, произведения наших мастеров продает аукционный дом Phillips в рамках своих международных торгов современным искусством. Но надо учитывать, что у него русские корни и владеет им отечественный капитал. Аукционный дом VLADEY — это российская структура, функционирующая в Москве. Он регулярно дважды в год устраивает торги, на которых и котирует художников. Есть такой термин — "котировка художника", который означает, что произведения живописца проходит через аукционный каталог.

В результате деятельности этих двух аукционных структур, мы и получаем те цифры, которые обозначены в этом рейтинге, но они в два-три порядка меньше общемировых.

Обычно общие объемы продаж составляют десятки миллионов долларов, именно за столько продаются, например, картины Жана-Мишеля Баския или кого-то из современных китайцев».

Организаторы ярмарки Cosmoscow ранее отмечали, что в этом году российское искусство продавалось лучше, чем прежде. Объем продаж отражает готовность отечественных коллекционеров изменить общую тенденцию, полагает директор портала ARTinvestment Константин Бабулин: «Проблема, в первую очередь, в наших художниках. Если бы они были раскрученными новаторами, то и говорить было бы не о чем. Условно говоря, Кандинского не надо раскручивать, он и так уже известен, в том числе, своим вкладом в современное искусство. Поклонники искусства, аукционы, галереи да кто угодно как раз сильно заинтересованы в появлении новых имен, которыми бы они смогли заниматься. Это, собственно, их бизнес и есть. Как эту ситуацию побороть? Надо привлекать внимание к российским мастерам. Чем больше проходят выставок современного искусства, современных художников, биеннале и прочего, тем лучше. В этой среде начнут появляться и "вариться" более интересные художники».

Каждый пятый российский художник из рейтинга самых дорогих проживает за пределами родины.

Анастасия Ройзман

Вся лента