Китай пойдет особым путем

Что значит съезд компартии КНР для мира и России

В Китае на этой неделе стартовал XIX съезд Компартии. Он проходит раз в пятилетку, а для нынешнего лидера страны Си Цзиньпина он первый. Что значит съезд для мира и России, рассказывает Татьяна Гомозова.

Фото: Aly Song , Reuters

Съезд Компартии открылся трехчасовым выступлением лидера страны Си Цзиньпина. От него ожидали провозглашения великой «новой идеи», которая позволила бы генсеку встать в один ряд с Мао Цзэдуном и другими отцами-основателями, но по большей части он ограничился повторением уже известного, сообщил из Китая корреспондент газеты «Коммерсантъ» Михаил Коростиков:

«Придерживаться лидерства партии во всех делах, понимать, что все зависит от людей, добиваться гармонии между человеком и природой. Что касается экономики — была сказана важная вещь, что Китай будет идти по пути либерализации, по пути открытости рынков, двигаться к уравниванию в правах иностранных и местных предприятий».

По плану, к середине века Китай должен стать «могущественным, демократическим и гармоничным социалистическим государством». Как заявил Си Цзиньпин, страна переходит от быстрого роста к росту качественному — план, как этого достичь, принят давно. Сейчас решается, сможет ли Си Цзиньпин воплотить реформы в жизнь, учитывая, что через пять лет ему положено покинуть руководящие посты, пояснил руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев:

«Разгосударствление экономики, инвестиции в человеческий капитал, решение экологических проблем — по этому треку реформ Китай в последнее время не двигался. И съезд действительно ответит на вопрос, сможет ли Си Цзиньпин усилить свои и без того очень крепкие позиции у руля партии, сможет ли он показать, что он сохранит влияние на будущий курс Китая и после формального ухода с поста председателя КНР».

По данным агентства Xinhua, доходы китайских домохозяйств за последние пять лет увеличились в три раза, бедность сократилась вдвое, экономика страны растет примерно на 7% в год. В то же время внутренний долг Китая превышает 300% ВВП, 20% сельхозземель и 80% подземных вод загрязнены до непригодности, население стареет, в промышленности — кризис перепроизводства. Еще одна проблема, по мнению экспертов — система управления, позволяющая чиновникам на местах игнорировать центр.

Есть основания думать, что Си Цзиньпин продолжит выстраивать жесткую вертикаль власти. В этом случае отношения КНР с Западом станут еще сложнее, предположил заместитель директора Института стран Азии и Африки Андрей Карнеев:

«Сам Си Цзиньпин, его выступление на Давосском форуме, апология свободного рынка, борьба с протекционизмом снискали ему лавры сторонника открытой экономики. С другой стороны, более глубокое сотрудничество с Китаем будет сопровождаться еще большими столкновениями на уровне ценностей — на съезде сам Цзиньпин сказал, что Китай все равно никогда не будет механически перенимать западную политическую модель».

При этом взаимоотношения Китая с Россией, по мнению господина Карнеева, вряд ли изменятся, поскольку политических противоречий у них практически нет, зато есть взаимовыгодное сотрудничество: в прошлом году внешнеторговый оборот двух стран превысил $66 млрд. Правда, заинтересованность Москвы все-таки выше: Китай — ее основной торговый партнер, в списке же партнеров КНР Россия входит во вторую десятку.

При Си Цзиньпине в Китае также началась усиленная борьба с коррупцией: за участие в незаконных схемах наказали уже 1,2 млн партийных деятелей.

Вся лента