Политическая утилизация

Виктор Лошак — о том, куда уходят губернаторы

Число уволенных за последние недели губернаторов перевалило за десяток. И теперь назрел вопрос: куда и как будет происходить политическая утилизация этих чиновников высшей категории. Журналист Виктор Лошак — о сердобольности за счет бюджета.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Хотя губернатор, как любой крупный чиновник, вечно молод, как минимум троих уволенных, видимо, ждет заслуженный отдых: 70 лет — предельный возраст для государственной службы. Для Шанцева, Меркушкина и Абдулатипова губернаторство, возможно, стало последней государственной должностью. А ведь каждый из них сделал сначала карьеру в КПСС, а потом и в новой России.

Конечно, провожать не только этих зубров госслужбы, но и любого другого человека, отдавшего часть жизни государству, хихиканьем и улюлюканьем недопустимо. С большой неловкостью слушал я, к примеру, передачу популярной радиостанции, в которой зачитывали стихи и песни слушателей, написанные по поводу расставания с тем или иным губернатором, а чаще — со всеми сразу. Все это напоминало радостное повизгивание стаи, пущенной по ложному следу. Вот же кто во всем виноват – начальники регионов! На них, проклятых, переносится все раздражение и недовольство действительностью. Прекрасным фоном для этого, конечно, служат процессы губернаторов-взяточников, описание их сказочных богатств.

Признаться, среди губернаторов, как и вообще среди людей, встречаются редкие, как бы это сказать помягче, странные персонажи. Мало кто вспомнит, что же хорошего сделал в Орле коммунист Потомский, а вот то, что поставил памятник царю-извергу Ивану Грозному, помнить будут долго. И куда же этого коммуниста-монархиста списали? Заместителем полпреда президента в Центральный федеральный округ. Он теперь еще губернаторами руководить будет.

Это, конечно, центральный вопрос — куда их вместе с верными замами и помощниками политически утилизировать? Популярно убеждение, что Путин своих не сдает, оно же — ключевое для понимания ситуации. Редкий губернатор при расставании с областью не сделал заявления о том, что возвращается на федеральный уровень. И возвращаются в постпредства, в Совет федерации… Можно даже по количеству назначенных отставников вывести некий коэффициент бесполезности организации. Две структуры, названные выше, далеко опередят всех. Собственно, это и будет, например, ответом на вопрос, зачем нам дорогостоящие постпредства, за исключением разве что Северного Кавказа и Дальнего Востока.

Демократии давно выработали свои рецепты того, как не сделать высокопоставленных отставников тяжелым золотым грузом на плечах налогоплательщиков.

Политические ветераны уходят руководить фондами, читать лекции в своих и зарубежных университетах, их багаж отношений с властью используют большие компании… А теперь представьте хотя бы что-то из этого в исполнении Потомского или того же одиозного Меркушкина?

Если верить слухам, что от губернаторов администрация президента собирается перейти к федеральным ведомствам, то проблема отставников под шапкой «Что с ними делать?» будет выглядеть совсем не факультативно. Во всяком случае, для бюджета.

Вся лента