Город данных

Как должна работать система управления мегаполисом

Москва и российские города обретут интеллект к 2020 году. За три года специалисты обещают разработать информационную платформу, которая будет собирать и анализировать данные из множества источников — например, баз ГИБДД или системы ЭРА-ГЛОНАСС. В Минтрансе уверены, что благодаря новой технологии на дороги общего пользования вскоре выйдет беспилотный транспорт. Реалистичны ли планы властей? И как будет жить «умный город»? Об этом — Яна Лубнина и Никита Павлюк-Павлюченко.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Уже сейчас в России работает множество информационных и навигационных систем. Собственные площадки есть как у государственных структур, так и у частных компаний. Новая платформа должна объединить в себе данные из разных источников — например, баз МВД, МЧС, ГИБДД или системы «Платон», через которую взимается плата за проезд с грузовиков.

В результате, как говорит один из разработчиков — главный конструктор НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Алексей Разговоров, — многие решения будут приниматься на основе полноценного анализа ситуации. «На местном уровне, региональном уровне и на федеральном уровне можно будет получать информацию из огромного числа разрозненных информационных систем, унифицировать эту информацию, обрабатывать и формировать так называемые большие данные. И уже на основе анализа больших данных платформа будет помогать решать задачи государства — координация и информирование всех органов власти, повышение эффективности и безопасности транспортной сферы, оптимизация транспортных потоков», — пояснил он.

Работать это будет так: например, у Минпромторга есть данные о количестве проданных автомобилей в определенном регионе. На основе этой информации единая платформа сможет рассчитать, в каком месте и как скоро будет образовываться затор. Это позволит властям заранее менять схему городского движения и расширять дорожную сеть.

Вице-президент по развитию телематики компании Meta System Алексей Шипулин рассказал, что аналогичные системы давно работают в Японии: «В первый раз я своими глазами увидел в работе действующую систему «умного города» в Токио. И я понял, что для того, чтобы управлять движением в таком крупном мегаполисе, крупнее Москвы, оказывается, не требовались мегасуперсовременные технологии. Должны были быть желание, воля и очень грамотный подход к этому. Система в Токио начала создаваться еще в середине 80-х, когда ни о каких спутниках, GSM речи не шло».

Москва уже давно готова к подобным инновациям. В 2017 году столица впервые вошла в семерку финалистов конкурса на звание самого умного города планеты по версии Intelligent Community Forum. Первое место занял австралийский Мельбурн.

Новая единая информационная платформа впоследствии позволит создать в Москве необходимую среду для беспилотников, с разработчиками согласны и в Министерстве транспорта. Но президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова подчеркивает, что пока искусственный интеллект автомобилей не способен мгновенно обрабатывать большие объемы данных. К тому же, пока больше вопросов вызывают не условия на дорогах, а законодательная база. «Для того, чтобы беспилотники поехали, даже когда поедут они в Европе и в Америке, нужны совершенно другие темы — наличие определенных меток на светофорах, нужно внести небольшие корректировки в авариные, знаковые и так далее ситуации, с учетом того, что на них смотрит беспилотник, чтобы ему было легче считывать знаки и все остальное. Потому что для использования огромных баз данных нужны очень мощные вычислители на бортах, таких сейчас просто в природе не существует. Основной затык сейчас не в городской среде, а в юридической проработке смешанных потоков — страховые случаи, кто ответственен за аварию и так далее», — рассуждает Ускова.

О стоимости единой информационной платформы пока ничего не известно. По словам разработчиков, точная сумма станет известна к концу года.

Ранее президент Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о создании единой информационной платформы до начала декабря.

Вся лента