«Агро-Белогорье» выжимает сок

Группа может вложить в переработку яблок 400 млн рублей

ГК «Агро-Белогорье» планирует в ближайшее время начать переработку небольшой части собственных яблок. В строительство завода по выпуску соков и пюре компания может вложить 400 млн руб. Эксперты предупреждают, что реализация переработанной продукции может оказаться менее рентабельной по сравнению с самими яблоками.

Заместитель председателя Белгородской областной Думы, генеральный директор ООО «ГК Агро-Белогорье» Владимир Зотов

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О планируемом создании переработки яблок «Агро-Белогорье» объявило еще в декабре 2016 года. О деталях проекта основной владелец компании вице-спикер облдумы Владимир Зотов рассказал „Ъ“ в ходе вчерашней пресс-конференции, посвященной десятилетию ГК. По его словам, группа планирует перерабатывать лишь около 5% урожая, который к 2020 году должен достигнуть 10 тыс. т в год (с площади садов 200 га), а в перспективе — 25 тыс. т (500 га). В числе конечной продукции господин Зотов назвал соки, пюре и вяленые яблоки. «Уже сейчас мы перестраиваем один холодильник в районе хутора Крапивенские Дворы, а возле села Дмитриевка планируем возвести большой — на 5 тыс. т», — сказал „Ъ“ господин Зотов. Таким образом, все яблочные активы компании должны сосредоточиться в Яковлевском районе, где располагаются сады «Агро-Белогорья».

При этом господин Зотов подчеркнул, что компания сделает основной упор на сбыте непосредственно яблок, на переработку будут отправляться прежде всего нереализованные остатки. «Уже в первый год проекта мы собрали 260 т яблок вместо планируемых 60 т и сами их все съели — яблоки оказались очень хорошими. Сейчас мы закладываем цену 65 руб. за килограмм, но видим, что в столичных магазинах яблоки с необходимыми документами, районированием продаются и по 650 руб. Сейчас наши специалисты ведут работу с Минсельхозом», — сказал „Ъ“ бизнесмен. Конкретных сроков строительства перерабатывающих мощностей он предпочел не называть. Однако в конце прошлого года речь шла о начале реализации проекта уже в 2017-м.

«Агро-Белогорье» начало развивать собственный яблочный бизнес в 2015 году — тогда были высажены первые 20 га садов. Эти площади должны выйти на проектную мощность (50 т с гектара) к 2021 году. Весной 2017-го еще на 14,7 га были высажены 42 тыс. саженцев. В 2018-м и 2019-м площади ежегодно должны расти на 50 га, в 2021-м — на 66 га. Полностью на проектную мощность сады планируется вывести к 2026 году. Управляет проектом ООО «Сады Белогорья». По данным Kartoteka.ru, компания была зарегистрирована в Яковлевском районе в 2008 году. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Гендиректор — заместитель гендиректора «Агро-Белогорья» по растениеводству, транспорту и животноводству Николай Разуваев. Учредители в равных долях — Владимир Зотов и гендиректор ООО «ГК “Агро-Белогорье”» Лариса Ковалева. 2015 год компания завершила с выручкой 4 тыс. руб. и убытком 2 млн руб.

По данным Euromonitor, в 2016 году лидерами по производству соков и сопутствующих продуктов в России оставались три компании, две из которых — ОАО «Лебедянский» (Липецкая область) и столичное ОАО «Вимм-Билль-Данн продукты питания» — контролирует PepsiCo. Они вместе заняли 38% рынка. Еще 23% пришлось на принадлежащее Coca-Cola ЗАО «Мултон» (бренды Rich, «Добрый» и «Моя семья»). Остальная доля рынка приходится на мелких производителей. Общий объем потребления соков в 2016 году в России составил 2,208 млн л. При этом на спрос негативно влияет продолжающийся рост цен — в прошлом году он составил 11% при 15% годом ранее. Причиной роста стало увеличение стоимости импортных концентратов и зарубежных фруктов, из которых делается большая часть соков, из-за изменений валютных курсов. Незначительное восстановление потребления, по данным Euromonitor, может начаться лишь в 2018 году. Тем не менее к 2021-му оно может достичь лишь 2,196 млн л.

Сейчас в России самостоятельно реализовывать яблоки решаются только относительно крупные садоводческие комплексы, остальные просто сбывают продукцию крупнейшим участникам рынка, констатирует гендиректор ИК «Форум» Роман Паршин: «Спад происходит и из-за дефицита сырья. За 20 лет общая площадь садов сократилась в разы, равно как и число садоводческих хозяйств. К примеру, в Липецкой области сохранился только каждый десятый сад, способный производить конкурентоспособную плодовую продукцию, в остальном сады либо уничтожены, либо в запустении и не используются. Покупка яблок и сока за относительно дешевую валюту была выгоднее инвестиций в развитие садоводческих хозяйств, однако с введением продэмбарго оказалось, что альтернатив просто нет». Суммарный спад на рынках яблочного сока и пюре в России в 2016 году эксперт оценил в 6,3%. С учетом большого числа конкурентов (ЦФО производит порядка 48% всех соков в России) инвестиции в переработку могут окупиться в течение трех-четырех лет, полагает господин Паршин, в то время как яблоки «будут при значительно меньших затратах генерировать сопоставимую выручку».

Глава воронежского ОАО фирма «Молоко» (производит около 300 т яблочного сока прямого отжима в год) Василий Остроушко считает, что если «Агро-Белогорье» направит на производство соков 1 тыс. т яблок в год, то получит 500–800 т готовой продукции в зависимости от прессового оборудования. «Но продажа непосредственно яблок более рентабельна, — подчеркивает господин Остроушко. — Небольшое производство соков с трудом может конкурировать с мощностями крупных компаний, которые к тому же используют дешевые импортные концентраты. А политика розничных сетей, не пускающих на прилавки небольшие компании, усугубляет ситуацию».

Олег Мухин

Вся лента