Три беды российской политики

Дмитрий Дризе — о безальтернативности ручного управления

Власти Свердловской области исполняют поручение президента — ищут деньги на зарплату нижнетагильским рабочим. В это же время эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина представили доклад о деградации российской партийной и политической системы. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что эти две проблемы непосредственно связаны друг с другом.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Нижнетагильский завод теплоизоляционных изделий — сокращенно НТЗТИ — проходит процедуру банкротства. В начале 2000-х сменились собственники, и с тех пор начались трудности – сейчас предприятие практически не работает. Спроса на продукцию нет, зато есть долги перед кредиторами, налоговой службой и простыми сотрудниками. Последние пожаловались президенту в ходе «Прямой линии».

Дальше пошло по накатанному сценарию: федеральный центр обрушил на нерадивых местных чиновников и безответственных коммерсантов всю свою мощь. Зарплату стали выплачивать, однако — и это немаловажный факт — из собственных средств тех самых владельцев завода. Иных денег просто нет — НТЗТИ банкрот. Как бы не образовались новые долги по зарплате. Наверное, местные власти что-нибудь придумают. Но в любом случае Москва свое дело сделала – восстановила справедливость.

Кстати, стоит напомнить, что действо происходит в Нижнем Тагиле — именно в этом городе на другом предприятии – «Уралвагонзавод» — некогда трудился герой «Прямой линии» 2011 года Игорь Холманских. Будучи простым начальником цеха, он предложил Владимиру Путину приехать в столицу и «разобраться» с оппозицией в рамках закона. Вскоре он стал полпредом президента в Уральском Федеральном округе – столь головокружительной карьеры в современной России трудно припомнить.

Вроде бы при чем здесь Холманских? Во-первых, проблема возникла на подведомственной ему территории. Во-вторых, личная история бывшего рабочего и ситуация на НТЗТИ — это примеры ручного управления государством. Когда вопрос решает президент, обращение к нему гарантирует как минимум улучшение жизни. Это не вписывается в привычное положение вещей, это как попадание в сказку. Главное — дозвониться до главы государства или, как в случае с Холманских, выступить с правильным предложением. Понятно, что все дозвониться не могут, и таких предприятий, как НТЗТИ, по всей России великое множество.

Как же быть остальным – тем, кто не дозвонился? Куда пойти, на кого рассчитывать? Ответа на этот вопрос пока что нет. И почему так происходит: годы идут, а чиновники на местах бездушны, коммерсанты безответственны? Понятно – страна большая, Москва далеко – за всеми не уследишь.

Может, помогли бы свободные СМИ и действенная оппозиция, гражданское общество – обратили бы внимание на проблемы. Может быть, предложить обществу реформы вместо ручного управления. Вот уже и Алексей Кудрин говорит о деградации политической системы в стране. Системные партии такие проблемы, как у НТЗТИ, видимо, не интересуют. На местах вакуум, который заполняет Алексей Навальный со своими штабами.

Три беды российской политики – деградация, вакуум и Навальный.

Вся лента