Правила игры

картографирует заместитель главного редактора Дмитрий Бутрин

Хотя оперативная статистика практически в любой сфере на порядок интереснее большинству читателей, искать в ней долгосрочные тренды для нас не менее, а порой и более важно. Динамика промпроизводства в конкретном месяце, стандартный повод для околополитических комментариев, в 99 случаях из ста не означает практически ничего — во всяком случае, сложно представить себе предпринимателя, принимающего решения после публикации Росстата о том, что темпы роста выпуска в промышленности за месяц увеличились с 0,3% год к году до 0,9%. Но «длинные» тренды сложнее искать и обсуждать.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Квартальная статистика ЦБ по использованию платежных инструментов, опубликованная в пятницу,— хороший пример того, как это непросто. В кратком комментарии Банка России к ней отмечается, например, что на 1 апреля количество «активных платежных карт» в РФ почти достигло 140 млн, что на 7,7% выше показателя на конец первого квартала 2016 года. Это позволяет с большой уверенностью утверждать, что в июне 2017 года на каждого жителя РФ впервые приходится одна действующая банковская карта. Так себе новость, особенно если учитывать, что всего число действующих (в том числе неиспользуемых) платежных карт в РФ на ту же дату составило 243 млн — 42% выпущенных карт, исходя из этой статистики, в качестве платежного средства в первом квартале 2017 года не востребованы и оставались сувенирами с банковским логотипом. Объемы квартальных операций по снятию наличных с «активными» картами вдвое превышали операции собственно платежей с их использованием — 6 трлн руб. против 3 трлн руб., в чем, впрочем, уже совсем нет новостей, это соотношение много лет медленно снижается, отражая реальные темпы прогресса в распространении электронных платежных инструментов в РФ.

Интересное в статистике ЦБ все же есть. Первая (и предположительно большая) часть прогресса в использовании платежных карт — результат «насильственного прогресса»: зарплатные карты дешевле кассы два раза в месяц, «перевод на карты» зарплат — массовое явление с 2009 года. Вторая — самостоятельное освоение гражданами технологий по прямому назначению. ЦБ отмечает, что в течение нескольких лет средний платеж по карте снижается (в первом квартале он составлял 839 руб.). Несмотря на добровольные успехи, принуждение к прогрессу первой категории граждан, статистикой фиксируемое как рост снятия наличных в банкоматах, оставалось драйвером процесса с того же 2009 года. Но в первом квартале 2017 года впервые не только объем снятия наличных с карт практически не вырос год к году, но и число таких операций достоверно снизилось — вероятно, в полупринудительном процессе «перевода зарплат на карты» в экономике достигнут временный предел. Это — редкий случай, когда прогресс можно поймать за руку: позже это опять будет сложно из-за эпопеи с национальной платежной системой «Мир», которая только начинается.

Вся лента