Добавить на дорогу

Зачем россиянам вкладывать деньги в инфраструктуру

Россиянам предложат скинуться на дороги, мосты и водоканалы. Центробанк разрабатывает новый финансовый инструмент для населения – так называемые концессионные облигации. Это долговые бумаги, за счет которых будут финансироваться инфраструктурные проекты. Речь идет о привлечении граждан к механизму государственно-частного партнерства.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что граждане будут готовы тратить средства на проекты с конкретными целями. «Государство сейчас выпускает «народные» ОФЗ, и человек, который покупает эту облигацию, не всегда знает, куда потом пойдут его средства. Что касается концессионных облигаций, тут уже становится ясно: если деньги будут вкладываться в строительство дорог – это нужно всем. Это будут не совсем государственные облигации. Эмитентом станет некое юридическое лицо, созданное на правах концессий. В любом случае, государство будет участвовать в капитале этого эмитента. Надежность таких бумаг будет выше, чем у исключительно корпоративной облигации», – отметила Мильчакова.

Концессионные облигации могут быть интересным инструментом только для небольшой категории россиян – квалифицированных частных инвесторов, полагает руководитель практики инвестиционного консультирования «ФБК Гранд Торнтон» Роман Кенигсберг: «Это должно быть интересно. Важно подать проект людям, объяснить, что это альтернатива пенсионным вложениям. Инфраструктурные облигации не для спекуляций, а для долгосрочного вложения и получения фиксированного процентного дохода. Тут есть проблема, что когда выпускаются народные ОФЗ, риски в основном связаны с государством. Что касается инфраструктурных облигаций, тут важно, кто будет обеспечивать этот денежный поток. Не получится ли так, что эмитенты обанкротятся. Естественно, что с инфраструктурными облигациями связаны еще инвестиционные риски, которые неквалифицированному инвестору сложно просчитывать».

По данным «Коммерсантъ FM», Центробанк пока не определился, как населению будут возвращаться средства, вложенные в концессионные облигации.

Разработать такие механизмы возможно, но привлекать граждан в концессии пока не стоит, уверен партнер KPMG Степан Светанков. По его словам, лучше предложить такие бумаги юридическим лицам и профессиональным участникам фондового рынка. «Не думаю, что это будет очень популярный инструмент в ближайшей перспективе. Те проекты ГЧП, которые структурируются, предполагают наличие определенных денежных потоков. Это может быть и через сбор тарифа, и через плату концедента. С точки зрения финансов – тут риски меньше, потому что инфраструктура нужна всегда. Но население редко готово инвестировать в проекты, сроком исполнения 30 лет. И сбережений у нас в стране у населения мало, чтобы они инвестировались в подобные проекты. Также нужно учитывать, что ГЧП – это сложный для понимания обывателя механизм. Надо создать ликвидный рынок облигаций для профессиональных участников, для юридических лиц, инвестиционных фондов, пенсионных фондов, и только потом уже распространять этот инструмент на население».

Как отмечают собеседники «Коммерсантъ FM», концессионные облигации распространены в США и Великобритании, но граждане вкладываются в инфраструктуру через специальные инвестиционные фонды. Продажа таких бумаг физическим лицам осуществляется и в Индии. Возможно, Банк России хочет перенять опыт этой страны, предполагают эксперты.

Юлия Кошкина

Вся лента