Стихийные потери

Можно ли было минимизировать последствия урагана в Москве

Московские спасатели получили более 4,5 тыс. заявок об инцидентах, случившихся во время урагана, рассказали в столичном главке МЧС. Больше всего обращений поступило из южных округов города. К ликвидации последствий стихии в Москве привлечено более 1 тыс. человек. Коммунальные и транспортные службы столицы были переведены на круглосуточный режим работы.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Насколько эффективны оказались усилия специальных служб?

Исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», бывший спасатель Александр Старостин уверен, что к действиям сотрудников МЧС не может быть претензий.

«В основные задачи спасательных подразделений входят работы по спасению жизни людей. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации идет во вторую очередь. По этому алгоритму службы и действовали в понедельник: вначале отрабатывались экстренные вызовы, а ликвидация последствий осуществлялась в рабочем порядке, — подчеркнул он. — Я считаю, что во время и после урагана и оперативные, и коммунальные службы очень хорошо отработали, потому что практически сразу после удара стихии основные магистрали были расчищены, организованы проезды, и вплоть до утра шла расчистка завалов, город приводили в порядок».

В таких экстренных случаях на компенсацию могут рассчитывать даже те граждане, которые не застраховали свое имущество, рассказал «Коммерсантъ FM» вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов.

«Спрогнозировать такие экстремальные события очень сложно. Подобные явления возникают спонтанно, и их можно отследить лишь за час-два до разгула стихии, — заметил он. — Объяснить серьезные последствия урагана в этот раз можно эффектом из известной притчи, рассказывающей про мальчика, который ради шутки кричал: «Волки, волки». То есть по Москве предупреждения о повышенном уровне опасности проходили неоднократно, но ничего из ряда вон выходящего не происходило. Так что в этот раз, возможно, многие просто не поверили информации об урагане. Подобный разгул стихии в столице, унесший человеческие жизни, в последний раз произошел в 1998 году, то есть 20 лет назад. Конечно, бдительность у людей со временем притупилась. Зато сейчас понятно, что если от МЧС будут поступать новые сообщения о возможной опасности, москвичи отнесутся к ним внимательнее».

Из-за разгула стихии пострадали московские кафе с летними верандами, а также магазины. Ветер разбрасывал столы, рекламные щиты, разбивал витрины. В таких случаях для получения возмещения необходимо доказывать, что ситуация не являлась форс-мажорной, считает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.

«При таком ветре, как правило, первыми падают деревья, которые изнутри уже начали подгнивать. В любом городе есть специальные службы, которые должны отслеживать эту ситуацию и заранее их спиливать. Так что именно они частично несут ответственность за масштабы разрушений, — пояснил он. — Что касается рекламных щитов, остановок, светофоров, дорожных знаков и так далее, то при их монтаже, к сожалению, совершенно не учитывается ветровая нагрузка. Чем конструкция выше, тем сильнее воздействие ветра. Однако на каждый столб с дорожными знаками ГОСТ не пропишешь. Те подрядные компании, которые занимаются их установкой, должны учитывать массу параметров: состояние грунта, характеристики выбранных материалов и многое другое. Только тогда конструкция будет безопасной».

Из-за урагана несколько самолетов получили повреждения в московском аэропорту Шереметьево, сообщает «Интерфакс». В частности, из-за сильного порыва ветра три самолета получили повреждения внешним аэродромным оборудованием, еще один был поражен разрядом молнии при посадке

Григорий Колганов

Вся лента