О трогательном и жизнеутверждающем
Чем примечательна выставка Зинаиды Серебряковой
В Третьяковской галерее открылась громкая выставка: на двух этажах Инженерного корпуса начала работу ретроспектива Зинаиды Серебряковой — самая масштабная экспозиция художницы за последние 30 лет. Иван Корякин — о том, почему ее нельзя пропустить.
Ее не причисляют ни к направлениям, ни к школам. А самой привлекательной чертой ее работ называют «женственность».
Зинаида Серебрякова — первая широко известная русская женщина в искусстве. Ее творчество проникнуто нежностью и гармонией, при этом далеко от салонного лоска. В Третьяковской галерее представлены 200 работ художницы, в их числе и ее визитная карточка — автопортрет «За туалетом». В больших масштабах Серебрякову показывали только в 1986 году. Экспозиция поделена на разделы: крестьянский цикл, пейзажи, натурные наброски балерин Мариинки и, конечно, портреты — то, за что зритель Серебрякову любит.
Разительный контраст — светлые и умиротворенные работы художница писала в годы потрясений, которые коснулись ее напрямую — революция, смерть мужа, уничтожение имения, напомнила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова:
«Как могло случиться, что она своим творчеством как бы отгораживалась от всего страшного, что происходило в мире, и даже потеряв мужа, находясь в страшно стесненных условиях в Петрограде, писала те портреты и сцены, в которых участвовали ее мать, ее дети, казалось бы, при всех сложностях и трудностях этого времени, запечатленные каким-то незамутненным зрением?»
Выставка работ Зинаиды Серебряковой подобна большому семейному альбому: с полотен художницы на гостей смотрят ее дети, родственники, друзья и она сама. И на всех работах она повторяет один и тот же взгляд — спокойный и проникновенный.
Крестьянок Серебрякова рисовала с натуры — в поле. Приходила туда затемно, еще до начала работ. А в числе знаковых ее полотен — портреты детей. Они почти никогда не улыбаются, в отличие от молодой и радостной матери.
Впрочем, несмотря на масштабы, выставка не охватывает всей широты творчества художницы, отметил арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич: «Все-таки Серебрякову мы знаем как автора нескольких тем — портрета, обнаженного женского тела и детей, и как бы подтема такая внутри — это тема обнаженного детского тела. Дети совершенно явно ограничены в своем представлении, поскольку детскую обнаженку, если выражаться жаргонными словами, устроители решили, видимо, вообще не выставлять. Наверное, чтобы избежать возможных обвинений со стороны общественности, я так думаю. Поскольку иных причин найти я не могу. Это действительно очень важная часть творчества Серебряковой, это то, в чем она действительно была интересна, это, в конце концов, то, что ценится на международном рынке».
Отдельный этаж Инженерного корпуса Третьяковской галереи посвящен зарубежному периоду творчества Серебряковой — она прожила во Франции 43 года — пейзажи Ривьеры, Прованса и Бретани. Эти работы больше особенно интересны с технической точки зрения, считает член правления фонда Зинаиды Серебряковой в Париже Павел Павлинов: «Парижский период — это больше половины произведений искусства, это более разнообразное творчество, даже по техникам — там есть и пастели, и масло, и темперы. Я выступаю за возможное равноправие этих двух периодов, чтобы возможно, если в следующий раз будет готовиться выставка, чтобы эти два периода были полностью уравновешены, потому что один другого стоит».
Почти всю жизнь художница прожила в постоянной нужде, даже была вынуждена самостоятельно делать краски — ими и написаны большинство представленных работ.
Пример Серебряковой показателен: полнота мировосприятия, способность выразить себя в творчестве не страхуют от трагедий, но помогают их пережить. Об этом и выставка — о трогательном и жизнеутверждающем.
Выставка Зинаиды Серебряковой будет работать в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 30 июля.