Обновлено 12:45

Забытый авангард

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о выставке произведений авангардистов из региональных музеев.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В Еврейском музее открылась выставка «До востребования» — коллекция русского авангарда из региональных музеев. Это вторая часть огромного проекта, задуманного музеем совместно с «Энциклопедией русского авангарда». Произведения авангардистов начала XX века, волею судеб разбросанные в послереволюционные годы по музейным просторам России, там, в коллекциях музеев 17 городов — от Архангельска до Яранска, райцентра в Кировской области, — эти работы и хранились 70 лет и больше, практически не покидая запасника. Кстати, попали они туда по распределению из центра не совсем в ссылку, как принято считать, а, скорее, с культуртрегерскими целями. Тогдашние художественные руководители страны, которые сплошь были представителями нового искусства, искренне считали, что надо насаждать авангард в провинцию, окультуривать ее таким образом. В результате вещи практически исчезли из искусствоведческого и зрительского оборота. Одной из целей организаторов проекта, среди которых главную, наверное, роль играет историк искусства Андрей Соробьянов, и было возвращение этих работ, а часто и имен забытых художников в наше сознание:

«Я думаю, что одна из главных задач этой выставки, как и предыдущей — это вытащить какие-то забытые имена, забытые судьбы, забытые произведения на свет божий и показать, что авангард был не таким узким явлением, как у нас принято считать, там, Малевич, Кандинский, Попова, Родченко, а что это было все гораздо шире, и художники были в огромном количестве, и вот целое поколение художников абсолютно забыто сегодня».

Часть вторая проекта представляет авангард в период с 1917 по начало 1930-х. Художников распределили по группам: конструктивизм, витебская школа Малевича, школа Матюшина и так далее. К отбору экспонатов, естественно, претензий быть не может: не только этих произведений, но часто и их авторов мы не знаем. А вот к манере и к экспонированию у коллег претензии возникли. Картины развешаны в так называемом «ковровом стиле» — от пола до потолка, часто в три ряда. Верхних работ вблизи не видно, надо отходить. Но это, конечно, придирки.

Вся лента