Культурный монтаж

Как Минкульт строит диалог с молодежью

В СМИ и интернете широко обсуждается скандал со студенткой МГУ и опросом о знаниях молодежи. В видеоролике, якобы снятом для «Первого канала», респонденты с трудом отвечали на вопросы о российской культуре — например, об известных писателях или композиторах. Какое отношение к этой истории имеют московский патриархат, глава Министерства культуры Владимир Мединский и известные российские видеоблогеры? Ответ — в материале Алексея Соколова.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

В декабре 2016 года студентке МГУ Наталье Командиной предложили принять участие в опросе про русскую культуру. Съемочная группа, как отмечает девушка, была в одежде с символикой «Первого канала». Вопросов в интервью было около тридцати: кого и когда свергли большевики, какими произведениями известен Антоша Чехонте, кто подковал блоху и так далее.

Однако программу о культуре найти на сайте «Первого канала» в итоге так и не удалось. Впоследствии в дирекции канала заявили, что подобные съемки не заказывали.

Материал всплыл 9 марта на встрече главы Министерства культуры Владимира Мединского с известными российскими видеоблогерами. Показанный им ролик был смонтирован так, будто бы большинство респондентов ответов не вопросы не знали.

На той встрече присутствовал и настоятель Сретенского мужского монастыря Тихон Шевкунов — СМИ приписывают ему роль духовника президента. 17 марта на сайте pravoslavie.ru появилась его статья. Автор отмечал, что опрос провели «по нашей просьбе» компании «Красный квадрат» и «Мастерская» — одна из них регулярно делает материалы для «Первого канала» и «России 1». Шевкунов в статье заверил, что представленное — отнюдь не выборка худших ответов, и обвинил в сложившейся ситуации «нерадения чиновников-реформаторов, козни либералов и происки Запада».

Монтаж ролика, уничижительные комментарии к статье — все это подтолкнуло Наталью Командину к посту в Facebook, где она подробно описала последовательность событий, и к идее обратиться в суд.

Юрист коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев не видит перспектив у этого дела: «Если рассматривать вариант иска о защите чести и достоинства, то я здесь не вижу состава — никто ничью честь конкретно не опорочил, ведь она действительно не ответила на вопрос, никто же не делала монтажа в плане искажения. Здесь опрос сделан добровольно. Есть, конечно, определенное лукавство со стороны компании, которая производила опрос».

Вся эта история выглядит еще интереснее с дополнительным контекстом. В январе Владимир Мединский назвал творческой неудачей профинансированный Фондом кино фильм «Взломать блогеров». А уже в марте он пригласил самих блогеров на встречу, где предложил делать материалы про культурные мероприятия и места, пообещав открыть все необходимые для этого двери и отметив: «Можете и критиковать». После встречи некоторые видеоблогеры открыто поддержали Минкульт.

Для работы с молодежью метод выбран правильный, полагает руководитель «Лаборатории комьюнити» Владислав Титов: «Молодежь в принципе всегда протестно относится к любым заявлениям взрослых вроде «сходи в музей», «сходи в театр». Поэтому, конечно же, нужно говорить через лидеров мнения, которые понятные молодежи. Через него его подписчики гораздо быстрее подключатся к культурным мероприятиям, куда их будут приглашать».

Похоже, теперь Владимир Мединский выводит работу с блогерами на новый уровень. К слову, 20 марта он пригласил их совместно ездить в командировки по России. Министр также пообещал решить вопрос «об особом статусе блогера».

Вся лента