С шумом и пылью

Порт «Ванино» и группу «Мечел» понуждают вкладываться в экозащиту

ОАО «Ванинский морской торговый порт» («Порт Ванино») в 2017 году планирует вложить около 70 млн руб. в систему подавления угольной пыли. Также стивидор пытается снизить долю в перевалке угля в пользу менее вредных лесоматериалов и рассматривает возможность строительства закрытого угольного терминала. Экологическую программу компании стимулировали протесты населения Ванино и предупреждения надзорных структур. Ключевую роль сыграли также переговоры региональных властей с руководством группы «Мечел», основного клиента стивидора. Эксперты приводят в пример международный опыт, по которому экозащитную систему создают до запуска масштабной перевалки угля.

«Порт Ванино» уже не считает себя подконтрольным «Мечелу», но еще нуждается в его опеке

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

ОАО «Ванинский морской торговый порт» («Порт Ванино») в 2017 году планирует вложить около 70 млн руб. в создание системы подавления угольной пыли. Как сообщили „Ъ“ в стивидорной компании со ссылкой на гендиректора Валерия Балакина, в конце прошлого года порт приобрел снегогенератор, а на этой неделе ожидает поставку еще четырех агрегатов европейского производства, более мощных. Портовые краны также оснащаются системами водяного подавления пыли. Помимо этого, сообщили в компании, рассматривается возможность строительства за шесть лет перегрузочного угольного комплекса с закрытым вагоноопрокидывателем и конвейерными линиями. Также стивидор проводит диверсификацию грузовой базы с целью снижения доли навалочных пылящих грузов. В частности, предполагается в текущем году почти вдвое увеличить объемы перевалки экспортной лесопродукции, — до 1 млн т. Заключены договоренности с рядом компаний леспрома, в том числе с ООО «Римбунан Хиджау», ООО «ЛАН», ООО «Нанайская лесная оптовая торговля», ЗАО «Смена Трейдинг».

Активизация работ экологического плана вызвана недовольством населения, растущим с 2012 года, — момента, когда порт стал наращивать долю угля в перевалке грузов. В прошлом году на предприятии прошло 14 проверок. В декабре 2016-го и январе нынешнего года портовики вынуждены были несколько раз приостанавливать погрузо-разгрузочные работы, и компания понесла убытки, в том числе на простое судов на рейде и железнодорожных вагонов. В конце января территориальное управление Росприроднадзора потребовало приостановить деятельность порта на срок до 90 дней, обнаружив в порту незарегистрированные дробильные установки, — в итоге суд по иску ведомства оштрафовал предприятие на 250 тыс. руб. 25 января в Ванино состоялся митинг протеста, на котором жители потребовали срочной модернизации порта. После чего губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт провел совещание с председателем совета директоров ПАО «Мечел» Игорем Зюзиным и гендиректором ООО «Мечел-Транс», членом совета директоров ОАО «Порт Ванино» Алексеем Лебедевым, который представлял интересы иностранных акционеров порта. Согласно отчету компании за третий квартал 2016 года, основными ее владельцами являются московское АО «Титан» (24,99% акций) и оффшорные Opern Trade Ltd (23,68%), Statula Holdings Ltd (21,64%), Sedmino Investments Ltd (19,97%), Travine Trading Ltd (3,71%).

В портовой компании настаивают на независимости от «Мечела», называя группу «ключевым клиентом», заинтересованным в бесперебойной работе порта для выполнения обязательств по договорам поставок угля в страны АТР. Между тем, все значимые обсуждения проблем порта проходят при непосредственном участии Игоря Зюзина. Именно он пообещал ванинцам решить проблему с пылью, используя опыт европейских стран и Южной Кореи. Господин Шпорт тогда же заявил, что специальная рабочая группа за две недели подготовит программу улучшения экологической обстановки и согласует ее с «Мечелом». Не исключено, что выделяемые на экомероприятия 70 млн руб. стали предметом договоренностей участников встречи.

Замглавреда журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов отмечает, что в Европе и Северной Америке экологические вопросы начинают решать еще до организации перевалки угля: на территории, предназначенной для строительства терминала, предусматривается создание систем, предупреждающих развеивание угольной пыли. «Применяется широкий спектр устройств — экраны от ветров по всему периметру, закрытые вагоноопрокидыватели, склады с системами аспирации и орошения водой, снегогенераторы и установки создания водяного тумана. Замечу, что крупнейшие угольные терминалы в Антверпене, Копенгагене, Ньюкасле и Норфолке — открытые»,— говорит он. По его словам, использование снегогенераторов и поливочных машин для борьбы с пылью эффективно, но очень важно наладить правильную организацию их работы. «Можно применять и специальные каркасные укрытия, в которых состав с углем движется к опрокидывателю. Они очень удобны, поскольку защищают уголь, когда дует сильный ветер. Именно такие каркасные укрытия сейчас стоят в Восточному порту в Приморье, и они доказали свою высокую эффективность»,— объяснил эксперт.

Эрнест Филипповский, Вадим Пасмурцев

Вся лента