Южный Урал теряет покупателей

Они стали тратить меньше денег на товары и больше развлекаться

Плотность потока посетителей торговых центров Южного Урала в среднем за 2016 год снизилась на 8,6%. По данным Watcom Group, участники рынка потеряли около 30 покупателей в день на 1 тыс. кв. м торговых площадей. Менеджеры комплексов приводят противоречивые данные: одни указывают на снижение покупательского трафика и среднего размера чека, другие говорят о его росте, но за счет развлекательной составляющей объектов. Эксперты считают, что для восстановления сегмента требуются агрессивные изменения бизнес-модели или ценовой политики.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

Согласно данным компании Watcom Group, отставание Shopping Index (количество посетителей в среднем в день на 1 тыс. кв. м ТЦ GLA) в торговых центрах Южного Урала по итогам 2016 года от уровня 2015 года составило 8,6%. Средний показатель Shopping Index за 2016 год составил 325 человек на 1 тыс. кв. м, за 2015 год — 355 покупателей на 1 тыс. кв. м. По словам президента Watcom Group Романа Скороходова, Shopping Index на Южном Урале повторяет общероссийскую тенденцию снижения покупательской активности. «По последним данным Росстата, динамика снижения реальных доходов россиян ускорилась в два раза. Однако и в этой ситуации можно добиваться эффективности за счет маркетинговой активности, управления всеми метриками ТЦ: посещаемостью, продажами. Нужно постоянно быть на связи с покупателями, учитывая последние потребительские тренды: чувствительность к цене, особое внимание к акциям и скидкам», — говорит он.

Директор ООО ТК «Стрела» (ТЦ «Фиеста outlet», ТЦ «Радуга») Александр Дадерко подтверждает снижение посещаемости. В 2016 году в ТЦ «Фиеста outlet» трафик сократился примерно на 7% (330 человек в день на 1 тыс. кв. м арендопригодной площади (GLA)) к 2015 году, в ТЦ «Радуга» снижение составило около 3% (890 человек в день на 1 тыс. кв. м GLA). «За последние три месяца в „Радуге” мы наблюдаем даже рост посещаемости. Снижение посещаемости по ТЦ „Фиеста outlet” не привело к снижению товарооборота профильных для нас арендаторов торговой галереи (работают в формате дисконт и outlet). Безусловно, домохозяйства стали экономнее. Средний чек у операторов торговой галереи в 2016 году составил 3,5 тыс. руб., снижение к предыдущему году было порядка 10–12%», — говорит господин Дадерко. По данным руководителя отдела маркетинга ООО «Родник» (ТРК «Родник» и ТРЦ «Алмаз») Ольги Кузнецовой, в среднем ежедневно ТРК «Родник» посещают 29,5 тыс. человек, ТРЦ «Алмаз» — 28,5 тыс. человек, и падения посещаемости там не наблюдают. По ее словам, с наступлением кризиса заметно выросло число челябинцев, которые приходят в ТРЦ ради развлечений. «Люди готовы тратить и время, и деньги на развлечения. Именно поэтому мы не заметили спада», — пояснила она, добавив, что арендаторы также отмечают спад в продажах. По словам медиа-директора ТРЦ «Фокус» Юрия Ердукова, с осени 2016 года в ТРЦ наблюдается рост посещаемости — 8–10%, по сравнению с осенью 2015 года. «Начиная с 2015 года значительная часть покупателей стала более разборчивой. Перед тем, как сделать покупку, проводят мониторинг по всем предложениям на рынке. Посещаемость растет, но выручка остается на прежнем уровне», — говорит господин Ердуков.

По словам гендиректора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, снижение посещаемости торговых комплексов связано не только со снижением реальных доходов населения, но и с увеличением числа онлайн-покупок. «Динамика такова, что посещаемость торговых центров снижается медленнее, чем величина расходов посетителей. Это связанно с тем, что потребители начинают меньше покупать в торговых центрах, чаще посещают фудкорт, развлекательные заведения, — говорит господин Бурмистров. — В то время как наиболее крупные, концептуальные торговые центры сохраняют хорошую динамику трафика и покупок, подавляющее большинство относительно меньшего размера чувствуют себя чрезвычайно плохо, и, конечно, динамика там неблагоприятная». По его словам, на сегодняшний день нет предпосылок к изменению ситуации в лучшую сторону. «Для привлечения динамики, наверное, требуются только агрессивные изменения бизнес-модели либо очень агрессивная ценовая политика», — говорит он. Потенциал увеличения трафика он видит в сегменте торговых центров, которые ориентированы на наиболее обеспеченных покупателей.

Ильвия Ахмеджанова

Вся лента