"Нужны чрезвычайные обстоятельства, чтобы европейские столицы поменяли свое решение"

Эксперт — о безвизовом режиме между ЕС и Украиной

Евросоюз может отменить визы для украинцев уже до конца года. Об этом президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сообщил по итогам саммита в Брюсселе. В свою очередь, глава Совета Европы Дональд Туск подчеркнул, что сроки визовой либерализации зависят от решения внутренних технических проблем между институтами ЕС. В октябре украинский лидер Петр Порошенко заявлял, что точка в диалоге о безвизовом режиме с Европой будет поставлена именно на саммите 24 ноября. Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим "Коммерсантъ FM" Юрием Абросимовым.

Фото: Иван Коваленко, Коммерсантъ

— Говоря о технических проблемах, Туск имел в виду разногласия между Европапламентом и Советом ЕС, можете напомнить, пожалуйста, в чем они заключаются?

— В данном случае имеются в виду не столько технические разногласия между Советом ЕС и Европарламентом, а сама процедура. Решение должно пройти утверждение советом, за него должно проголосовать квалифицированное большинство. И здесь просто нужно дождаться решения этого вопроса. В принципе, все согласовано. Если бы между Европарламентом и советом еще оставались какие-то в этом плане недосогласованности, тогда, естественно, на сегодняшнем саммите не было бы сделано таких авансов. В данном случае речь идет именно о технических вещах, о механике процесса принятия решения ЕС.

— Как известно, до праздников, до Рождества католического остается ровно месяц. Успеют сделать новогодний подарок?

— Трудно сказать. Порошенко ведь изначально говорил, что уже к 24 ноября, то есть к сегодняшнему саммиту, вообще все будет решено. Он, конечно, не до конца понимает всей технической сложности этого процесса или, может, просто выдавал желаемое за действительное. Но он оказался прав в том, что решение принято сегодня. На выполнение этого решения, конечно, потребуется еще N месяцев. Я допускаю вполне, что это может затянуться и до, скажем, послепраздничных времен, то есть до января. Но, повторяю, это только чисто технический вопрос.

— Скептики говорят, что саммит оказался нерезультативным, что опять звучат лишь обещания. Или все-таки так нельзя говорить?

— Я бы так не сказал, потому что если в принципе озвучено согласие на введение безвизового режима, чего раньше не было. Там было сказано, что украинцы свою часть пути прошли, что теперь дело уже не в них, а дело в ЕС и так далее. Следовательно, ЕС сам себе в каком-то смысле отрезал дорогу назад в этом аспекте. И Киев, естественно, именно так это и будет понимать, будет пользоваться теми тезисами, которые дали ему в руки европейские лидеры. В этом смысле, я считаю, что это для Украины вполне успешный итог. Но нужно понимать, что теперь все-таки есть еще некий лаг временной, он может затянуться — это правда. Технические моменты можно согласовывать довольно долго, я имею в виду именно в контексте принятия решения ЕС, но я не думаю, что это будет фатально долго. Я думаю, что в течение ближайших нескольких месяцев, так или иначе, этот вопрос будет решен, если не случится каких-то удивительных происшествий, Украина получит безвизовый режим к весне.

— Но ведь в следующем году выборы в Германии, во Франции. Может этот фактор негативно повлиять?

— Да не сказал бы. Если мы говорим про германские выборы, вряд ли те, кто придут к власти, сильно изменят эту ситуацию. Если мы говорим про французские выборы — да, есть Марин Ле Пен. Но французские выборы идут в два тура, и, соответственно, она, наверное, выйдет во второй тур. Я так предполагаю, что во втором туре все консолидируются против Ле Пен и оттеснят ее от Олимпа. Скорее всего, все-таки там будет некий вполне конвенциональный правый президент, который вполне согласен с нынешними трендами европейско-украинских отношений. Я думаю, что нет, ничего особенного тут не произойдет уже. Дело уже в руках Брюсселя. Нужны какие-то чрезвычайные обстоятельства, чтобы столицы европейские поменяли свое решение.

Вся лента