Танцевать от парковки

Как рост тарифов повлияет на бизнес

Парковка подорожает на большинстве улиц внутри Третьего транспортного кольца. В список, опубликованный московскими властями, вошли 732 названия. Новый тариф начнет действовать 2 декабря. Как это отразится на стрит-ритейле? Об этом — в материале Альбины Хазеевой.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Плюс 400 рублей к счету. Именно столько придется заплатить автомобилисту, оставившему на пару часов машину на платной парковке, скажем, на Покровке, Малой Бронной или Пятницкой улице. Всего максимальный тариф — 200 руб. в час — будет взиматься на 133 самых загруженных улицах. Еще на 32 улицах внутри Бульварного кольца водителям придется платить 50 руб. за первые полчаса и затем 150 руб. в час днем и 80 руб. в час ночью. Таким образом московские власти рассчитывают освободить часть парковочных мест, чтобы у автомобилистов всегда была возможность ненадолго поставить машину.

Гендиректор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин считает, что посещаемость супермаркетов благодаря подорожанию парковки может даже вырасти: "В нашей ситуации все равно, сколько она стоит, — лишь бы была. То, что она есть дорогая, гораздо лучше, чем если ее не будет вообще. Для нас вполне достаточно полчаса. Повысится ротация парковочных мест, это может даже и в плюс сработать именно с точки зрения бизнеса — будет больше свободных мест рядом с магазинами в центре".

Платную парковку в Москве начали вводить в 2013 году. Ее зона последовательно расширялась и будет расширяться дальше. Изменения повлияли на ресторанный рынок. Почти параллельно появился запрет на курение в общественных местах. Все это вместе со снижением реальных доходов россиян привело к оттоку посетителей. Сегодня участники рынка очень внимательно оценивают количество парковочных мест при выборе помещения, сообщил президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: "Ресторатор смотрит, можно ли здесь припарковаться или нельзя, какой здесь поток, есть ли пешеходный трафик, можно ли в данное место доехать на автомобиле. Потом он уже выбирает, делать ли ресторан с высокими ценами, куда приедут люди и готовы поставить машину свою, или делать ресторан с такими ценами, с таким предложением, который будет только работать на проходящий трафик мимо людей".

Рестораторы обращались в департамент транспорта — они предлагали предусмотреть возможность создавать отдельные парковки для клиентов заведений общепита. Власти на это не согласились. Введение платной парковки привело к уменьшению спонтанных покупок, отмечают в компании Restcon. В частности, нецелесообразным становится открытие кофеен на центральных улицах с небольшим пешеходным трафиком. Негативное влияние ощущают также собственники магазинов и бутиков, заявил директор модного дома Raschini Сергей Викулин. "Для собственников и затраты на продукт будут повышаться в связи с повышением стоимости логистики. А с другой стороны будет снижаться клиентский поток в связи с тем, что стоимость прихода к той или иной точке, которая будет находиться в рамках действия данных парковок, будет повышаться. И люди лишний раз будут думать, отдавать ли за подъезд такие деньги", — пояснил Викулин.

В последние годы главной торговой улицей перестала быть Тверская. Первый удар нанес полный запрет на парковку — тогда, по данным компании CBRE, трафик снизился на 20%. Болезненным для арендаторов оказались и работы по благоустройству улицы прошлым летом. Эксперты отмечают, что все это приведет к переориентации бизнеса на Тверской от клиентов с высокими доходами к менее платежеспособным потребителям.

С начала декабря подорожает и парковочный абонемент. Стоимость самого простого разрешения, которое позволяет оставлять машину в течение месяца в зоне между Третьим транспортным и Садовым кольцом, вырастет почти вдвое — до 15 тыс. руб. Самый дорогой — годовой абонемент, дающий возможность парковаться везде — теперь обойдется в 300 тыс. руб. В зоне с обновленными тарифами такие разрешения действовать не будут.

Вся лента