«Пледы уносят поголовно, потом мы их видим везде на пляжах»

«Победа» защитится от пассажиров-воров

Авиакомпания «Победа» защитила свое имущество от пассажиров. Перевозчик установил радиометки на все, что можно вынести с воздушных судов. Если такой предмет покидает борт, должен сработать сигнал тревоги. О масштабах воровства в самолетах — в материале Альбины Хазеевой.

«Победа» поставила специальные чипы на ремни, пряжки, спасательные жилеты, кислородные маски, мегафоны и даже датчики дыма. Компания начала тестировать новую систему летом. Она оказалась эффективной — за два месяца ничего не пропало. О необходимости особых мер в «Победе» задумались после того, как подсчитали ущерб от воровства по итогам первого полугодия 2015-го. За это время пассажиры вынесли около 200 предметов на $100 тыс. В некоторых авиакомпаниях бортпроводники платят за похищенное из своего кармана, сообщила стюардесса одного из российских перевозчиков.

«200 человек в самолете — за всеми ними не уследишь. Бортпроводников всего четыре или пять. Кому-то спасательный жилет нужен, кому-то еще что-то. Бывает, в спасательных жилетах они ездят на рыбалку. Пледы уносят поголовно, потом мы их видим везде на пляжах. Даже в социальные сети не стесняются выкладывать. Хотя на всем имуществе написано, что это собственность авиакомпании, что с борта выносить нельзя», — объяснила стюардесса.

С кражей имущества на борту авиакомпании сталкиваются постоянно. Многие перевозчики требуют ужесточить наказание за такие правонарушения. Особенно часто воруют пассажиры курортных рейсов, скажем, в Сочи или Симферополь, говорят эксперты. Пледы фактически становятся расходным материалом: хотя бы два-три бортпроводники после полета не находят. Однако нельзя говорить о том, что плата за возможную пропажу уже включена в стоимость билетов, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Авиакомпании, которым не везет с пассажирами, в связи с этим несут убытки. Это такой же форс-мажор, как и, допустим, какие-то природно-климатические факторы. Прогнозировать его невозможно, но и закладывать в цену на билет тоже, к сожалению, не удается», — подчеркнул Пантелеев.

Пассажиры, которые тайком прячут в сумки пледы и жилеты, рассуждают, как правило, так: от авиакомпании не убудет, а в хозяйстве пригодится. На форумах можно даже найти советы, что брать на рейсах тех или иных перевозчиков: к примеру, какие наушники дают самый качественный звук. Однако интерес к некоторым предметам из самолетов объяснить довольно сложно. Так, один из интернет-пользователей сообщил, что собирает пакеты для тех, кого укачало. А нижегородец Григорий Матасов много лет коллекционирует инструкции по безопасности. Их у него уже больше 800. По словам Григория, бортпроводники относятся к его просьбам с пониманием.

«Несмотря на то, что все инструкции содержат одну и ту же информацию о том, что надо делать в случае штатных и внештатных ситуаций в полете, они очень сильно отличаются друг от друга. Они отражают стиль или видение авиакомпании или той страны, к которой эта авиакомпания относится. Также они различаются по типу самолета. Все инструкции, которые у меня есть, мне очень нравятся. Есть какие-то редкие, например, инструкция Concorde или Ту-154 еще советского "Аэрофлота"», — поделился Матасов.

Одна из последних краж произошла на рейсе Владивосток — Хабаровск — Магадан. Пассажир авиакомпании «Аврора» забрал спасательный жилет и вынес его из самолета в рюкзаке. Однако вскоре мужчину задержали сотрудники транспортной полиции. Свой поступок пассажир объяснил местью — бортпроводники якобы отказались предоставить ему специальное питание. Ущерб оценивается примерно в 7 тыс. руб. Как правило, суды наказывают за подобные преступления штрафом. Пассажиры бизнес-джетов также нередко забирают с собой различные предметы с борта — о пледах и подушках их никто не спросит, а вот за вынесенный iPad, скорее всего, выставят счет.

Вся лента