«Русским футболистам не дают возможности играть»

Виталий Мутко предложил отменить ограничение на иностранных игроков

В российском футболе могут отменить лимит на легионеров. Такую возможность допустил министр спорта Виталий Мутко. По его словам, это может произойти уже в следующем сезоне. «Мы планируем ряд изменений, в частности, по защите доморощенных игроков. Не исключено, что уберем лимит на поле, но оставим лимит на заявку», — сказал министр. Сейчас, согласно правилам Российской футбольной премьер-лиги, на поле в составе команд могут находиться не более шести легионеров. Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

— Как вы считаете, отмена лимита на легионеров — это позитивный шаг для отечественного футбола или нет?

— Когда-то, когда у нас произошло изменение строя, нам говорили: «Будет рынок, и рынок все разрулит». И я долго ждал, когда же рынок все разрулит. Но нет, цены растут, и вроде конкуренция есть, а цены не снижаются, а растут. Точно так же и в футболе. Когда мы говорим о том, что наши футболисты должны соперничать с иностранцами, и это нормально, должно давать им рост мастерства, у нас этого не происходит. Потому что у нас в связи с тем, что деньги-то клубами не зарабатываются, а выпрашиваются у страны, многие руководители клубов, стараясь побольше этих денег иметь, стараются побольше покупать иностранцев. Сейчас только закончился матч, «Спартак» выиграл на выезде у «Оренбурга» 3:1. В «Спартаке» играют Зобнин и Кутепов. При других раскладах, если бы лимита не было, они бы не играли. Они в таких матчах растут, понимаете, в чем дело. А потом приходит время, когда играет сборная. И тогда мы вдруг вспоминаем, а где же эти российские футболисты?

Я уже давно говорю о том, что футболистов, которых везут в нашу страну, — а многие иностранцы сидят на лавочках запасных за большие деньги, — везти сюда совершенно не надо. Хороших три-четыре пускай будет в команде, у которых наши молодые люди должны учиться. Но сейчас что происходит? Временщики-тренеры приходят не воспитать какого-то футболиста, более того, многие руководители клубов и тренеры говорят: «Да нам сборная ваша до фени, честно говоря. Меня могут выгнать из клуба в любой момент, если не будет сегодня результата». И тогда они затыкают дыры теми, которые где-то поиграли в Европе. И русским футболистам, которых надо доводить до ума от юношеского футбола, не дают возможности играть.

Я долго думал, как это объяснить нашим футбольным функционерам, а объяснил это тренер Трефилов. Это тренер гандбольной нашей сборной, которая стала чемпионом Олимпийских игр. Я потом с ним встречался, и об этой теме говорил. Он сказал, когда играли полуфинал с норвежками и выиграли 38:37, а у норвежек стоял вратарь, которая играет у нас в «Ростове». И ему говорят: «Она, наверное, хорошо отбивала 7-метровые, потому что играет у нас?». Он говорит: «Я категорически против иностранцев в нашем гандболе». Его спрашивают: «Почему?». Он говорит: «Потому что за наши деньги мы учим играть иностранцев, а потом у меня дыра в бюджете и дыра на гандбольном поле, когда она берет чемоданчик с деньгами и уезжает из нашей страны. Потом Олимпиада происходит или чемпионат мира, и мы оказываемся понятно где».

Это принципиальные вещи, для меня принципиальная вещь. Если бы рынок был рынком, тогда, наверное, не везли бы кого ни попадя и сами зарабатывали деньги и свои деньги тратили на них. Тогда понятно было бы, что заработали очень много. Но ведь не зарабатывают — самое главное.

Поэтому нужно воспитать российских футболистов для сборной, большое количество, я бы сказал, а не то, что мы сейчас видели на чемпионате Европы в последний раз. Это можно сделать, если или напрячься и всем сказать — пускай русские играют, и чтобы поменьше было иностранных футболистов.

— В таком случае, кому выгодно на данном этапе это снятие лимита на легионеров? Только ведущим клубам?

— Клубам. Теперь скажу больше: почему Мутко, который совсем недавно говорил об ужесточении лимита, сейчас заговорил об этом — потому что выборы президента Российского футбольного союза будут вот-вот буквально.

— А что это изменит? Почему сейчас?

— Ему надо заигрывать с клубами, чтобы голосовали за него, вот в чем дело.

— То есть когда пройдут выборы, не исключено, что он еще раз поменяет свою позицию?

— Да, он много раз ее менял уже. Мое мнение такое, самое простое — взять где-то деньги у государства, привезти игрока, а не так, как Симонян когда-то со мной занимался и учил. Опять же, если ты, как пенопласт, то ты не впитываешь ничего, а если ты, как губка, ты что-то впитываешь. И тогда видно, талантливый мальчик растет или нет. А здесь не дают даже возможности молодым людям, они не могут в 18 лет – ну Пеле или Стрельцов могли — но в основном не могут соперничать с людьми, которые поиграли в европейском футболе. Поэтому, наверное, непопулярные меры надо принимать, чтобы дать возможность им играть на футбольном поле. Только тогда растет мастерство.

Вся лента