«Не надо везде искать заговоры против России»

США смягчили санкции в отношении «Рособоронэкспорта»

США частично сняли санкции с России. Отмена ограничений касается сотрудничества американцев с «Рособоронэкспортом». Компания сможет обслуживать вертолеты, которые Россия поставила в Афганистан. Как заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, США «сами загнали себя в тупик и были вынуждены снять часть санкций». Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

Фото: Сергей Александров, Коммерсантъ

— О каких именно вертолетах идет речь, что это был за проект и в чем сейчас проблема, на ваш взгляд?

— В течение последних пяти лет американцы закупили в России около 30 вертолетов семейства Ми-17 для вооруженных сил Афганистана. Дело в том, что изначально был план, что они закупят американские вертолеты, но потом выяснилось, что, во-первых, это будет гораздо дороже для американских налогоплательщиков, которые оплачивают это, потому что у Афганистана нет денег, это оплачивается из бюджета Соединенных Штатов.

Второй момент был связан с тем, что в таких тяжелых условиях, как Афганистан, фактически только российские вертолеты могут успешно эксплуатироваться, западная тонкая деликатная техника ломается. Еще один, может быть, самый важный момент связан с тем, что летчики, которые обучаются водить западную технику, те же афганцы, еще из ряда стран третьего мира потом предпочитают правдами или неправдами перебраться на Запад и там пилотировать эти вертолеты, получая высокую зарплату, а не оставаться в своих странах. Такая же история, например, случилась в ЮАР, когда юаровцы закупили шведские истребители Gripen, многие пилоты ВВС ЮАР, пройдя обучение на эту крайне сложную и современную машину, предпочли эмигрировать в Австралию и просто водить там гражданские авиалайнеры, получать высокую зарплату. То есть дешевле со всех трех точек зрения было закупить нашу технику.

Но потом, как известно, случилось возвращение Крыма на родину, и американцы вынуждены были, исходя из своего представления о прекрасном, объявить против России санкции, под которые попали и российские производители вооружений.

— То есть действительно можно согласиться с Замиром Кабуловым, что американцы загнали себя в угол в данной истории?

— Как вам сказать? Это красивая фраза Замира Кабулова, который, естественно, является немножко политиком. Американцы — прагматики: как загнали себя в угол, так и выгнали себя из него. Захотят — завтра снова загонят, могут себе позволить, богатая нация.

— С таким же успехом они могут себе позволить все-таки свои вертолеты теперь поставлять в Афганистан, не правда ли?

— Да, наверное. Только тогда потом придется импортировать к ним еще и летчиков и заплатить в три раза. Американцы прагматики. Очень часто, когда мы ищем какой-то злой умысел, заговор против России, они просто действуют немножко реактивно, как кольчатый червь, прошел сигнал, укололи червя — он сжался, вытащили иголку — он разжался. Поэтому не надо везде искать каких-то заговоров против России. Просто все исходят из своих узкокорпоративных, зачастую пиар-интересов.

— Продолжая вашу аналогию, мы-то в России — не кольчатые черви, правильно? И какова вероятность, что даже при снятых санкциях «Рособоронэкспорт» будет продавать те самые запчасти для тех самых вертолетов? Не встанем ли мы в позу и не окажется так, что американцы все равно будут вынуждены эту проблему решать самостоятельно?

— При всем ухудшении российско-американских отношений Международная космическая станция функционирует, мы продолжаем доставлять американских астронавтов на своих «Союзах» на орбиту, при всем том, что у нас существует целый ряд серьезных противоречий, мы, тем не менее, сотрудничаем в области нераспространения ядерного оружия. Совершенно очевидно, что отношения наши стали хуже, чем, скажем, они были два года назад, даже, скажем, в 2012 году.

Мало кто из широкой публики знает, что российские вооруженные силы по приглашению Соединенных Штатов пустили в штаб-квартиру силы специальных операций во Флориде, нашу делегацию возглавлял тогда начальник Генерального штаба генерал Макаров, и американцы много чего нам показали, и мы потом использовали этот американский опыт при создании собственных сил специальных операций, которые участвовали в возвращении Крыма на родину и сейчас достаточно успешно применяются в Сирии. Кто об этом знает? Что можно было подумать? Отношения между Россией и Соединенными Штатами подвержены «американским горкам» или качелям: то они идут вверх, то они идут вниз.

— В Америке их «русскими горками» называют.

— Смысл от этого не меняется.

— Да, смысл не меняется, но каждый друг на друга пальцем показывает. То есть вы считаете, что коль уж сняли санкции, то мы, скорее всего, в этом проекте не будем мстить и делать обиженное лицо, а все-таки продадим эти запчасти, поставим афганцам?

— Про нас я ничего сказать не могу, просто американцы могли бы какое-нибудь палево в гараже покупать в какой-нибудь Польше или на Украине, но они предпочитают покупать у лицензированного поставщика, у России, причем, опять же, не пытаться идти по каким-то боковым схемам, потому что вертолеты, как известно, — техника военного назначения. Покрасил их в зеленый цвет, подвесил им ракеты — они военные. Покрасил их в белый цвет, срезал пилоны для ракет — вот они уже и санитарные. То есть могли бы попытаться покупать не у «Рособоронэкспорта», однако, в общем, поступают достаточно честно.

— Есть еще какие-то отрасли, в нюансах которых может последовать похожая история со снятием санкций, где еще тонко у американцев?

— По поводу историй, которые могут последовать, я не знаю. Давайте стараться сохранить то, что осталось, давайте не бить все горшки, давайте сохраним сотрудничество в космосе, давайте сохраним сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, давайте не будем рушить доверие в области, скажем, открытого неба, контроля за вооружением. Еще есть, что можно сохранить, и много чего еще можно порушить. Давайте смотреть, что стакан наполовину полный, а не наполовину пустой.

— Как принято говорить, стакан наполовину виски, наполовину кола.

Вся лента