Откуда такие цены

Как формируется стоимость билетов на музыкальные фестивали

Цена имеет значение, а уж тем более в кризисные времена. Осознанное потребление, давно ставшее нормой и признаком хорошего тона, подразумевает внимательное отношение к вопросу не только качества, но и цены. Мы хотим и имеем право знать, почему вещи стоят столько, сколько они стоят. В специальной рубрике “Ъ-Lifestyle” представители брендов и компаний объясняют, как формируются цены на те или иные товары и услуги, начиная с блюда в модном ресторане и заканчивая билетами в театр. Ну а редакция в обязательном порядке комментирует их доводы.

Организация музыкального фестиваля — процесс нервный. Нужно не только найти площадку и привезти артистов, но и рассказать всем о событии так, чтобы ни одного лишнего билета на него не осталось. Накануне очередного концерта в рамках фестиваля новой музыки Sound Up (8 сентября на сцену «Мастерской Петра Фоменко» выйдут основатель ансамбля «4’33»» Алексей Айги и берлинский композитор Кристоф Берг) мы разбираемся на его примере, из чего складывается цена на концерты подобных фестивалей.

Рассказывают Вероника Белоусова и Евгения Лассарь, основатели Sound Up: «Для каждого концерта мы выбираем ключевые культурные площадки города ("Мультимедиа Арт Музей", "Гоголь-центр", Российская государственная библиотека, институт "Стрелка", Московский Планетарий, Дом Союзов), разрабатываем сценографию и видеоарт с художниками, среди которых и «Сила света», и Илья Шагалов, и Саша Фролова, тщательно отбираем музыкантов — каждый приглашаемый к участию в программе был найден кураторами Sound Up на российских и европейских фестивалях.

Аренда достойной площадки, качественный звук и свет, гонорар русского и иностранного композитора — а все наши события двухчастные, — логистика их привоза, сценографические решения, видеоарт — это основные статьи расходов. Помимо этих очевидных для зрителя затрат, есть не менее важные: на технический персонал, рекламу и пиар, без которых слушатели не узнали бы о событии, команду проекта, занимающуюся разработкой концепции и ее реализацией. На театральных площадках у нас меньшие расходы на аппаратуру, так как там уже есть свет, звук, стулья и технический персонал, то зато выше арендная ставка. На нетеатральных все наоборот: стоимость аренды меньше, но выше бюджет, который необходимо потратить, чтобы оборудовать площадку, и больше энергетических и временных затрат команды на организацию проекта. Например, в Российской государственной библиотеке, в третьем читальном зале, который находится на реконструкции, мы проводили уборку, арендовали стулья, покупали и укладывали ковровые дорожки, чтобы закрыть 900 кв. м паркета, монтировали свет и звук, соответственно, и расходы на персонал были значительно выше.

Все это должно покрываться билетными сборами. Фактически наши события можно назвать культурным краудфандинговым проектом, который поддерживается теми, у кого в нем есть потребность. Покупая билеты на наши мероприятия, слушатели рублем голосуют за наш проект, с одной стороны, позволяя ему жить и развиваться, а с другой — обеспечивая себе качественное времяпрепровождение на следующих событиях.

Надо признать, что в нашей модели, которая подразумевает дорогой и качественный продакшен и доступные билеты в сегменте 1500–3000 рублей, нам не всегда удается покрывать затраты посредством билетных сборов — здесь еще важным моментом является вместимость выбираемых нами площадок, которая обычно ограничена 400–700 человеками, что позволяет сохранить камерность, — и тогда важную роль играют партнеры, благодаря которым нам удается не повышать цены на билеты и проводить событие за событием».

Мнение “Ъ-Lifestyle”:

Вряд ли кто-то возьмется спорить с тем, что цена на билеты фестиваля справедлива. Учитывая то, что каждый раз в Москву стекаются европейские музыканты, завышенной ее не назвать никак.

Вся лента