«Они ко мне подошли с наглыми рожами, сунули камеру в салон»

«СтопХам» возвращается

Верховный суд отменил решение о ликвидации движения. Активисты «СтопХама» наклеивают стикеры на неправильно припаркованные автомобили. Надпись на них гласит: «Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу». В официальных группах организации в социальных сетях — более 500 тыс. подписчиков. В интернете неоднократно появлялись петиции с требованием запретить движение. В конце марта Мосгорсуд по требованию Минюста фактически остановил деятельность «СтопХама». Основания для этого были весьма формальные, сообщил координатор движения Дмитрий Чугунов.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

«Верховный суд, наконец, восстановил справедливость. Это жирная точка, исходя из того, что Мосгорсуд при принятии решения допустил массу нарушений. 9 октября 2015 года поступило письмо на почту во второй половине дня, а уже в понедельник 12-го было рассмотрение. Мы не могли физически ни узнать о проведенном судебном заседании, ни подготовиться к нему, соответственно, это является железобетонным основанием для отмены решения предыдущей инстанции. Мы две разные отчетности не сдали в Минюст, мы это признали и уже устранили. Это то же самое, как если бы вы выкинули на улицу бумажку, а вас за это на 50 лет закрыли на каторге или расстреляли», — рассказал «Коммерсантъ FM» Чугунов.

Жертвами «СтопХамовцев» становились и медийные персоны. Общение с ними зачастую заканчивалось потасовками. Радиостанция «Коммерсантъ FM» опросила некоторых из них и выяснила, как они относятся к существованию такого движения.

Станислав Барецкий, музыкант и шоумен: «Они ко мне подошли с наглыми рожами, сунули камеру в салон, ничего не спрашивая. Я вышел, их немного погонял. Жалею — надо было немножко побить их, дурачков. Переживаю, что для них эти игры могут плохо закончиться. Сейчас народ у нас сумасшедший. Пора-таки вооружаться, как в 90-е. Кого-то поранят или еще что-то, и в результате ее опять закроют».

Валерий Баринов, народный артист России: «Мне их жалко, молодые годы тратят на ненужную вещь. Пользы никакой обществу они не приносят. Все их акты, ситуации моральное удовлетворение могут принести только тем, кто недоволен жизнью и ужасно рад, что кого-то прищучили: "А, вот попался, какой он негодяй". Даже если человек нарушает, этим должна заниматься не общественность, а правоохранительные органы».

Алексей Немов, четырехкратный олимпийский чемпион: «Беспредел просто творится, да и все. Уже второй раз, мне очень неприятно. На самом деле, на каком основании эти ребята все делают? С таким же успехом можно было стекло разбивать у автомобиля».

«СтопХам» зарабатывает за счет своих роликов на YouTube. Реклама там приносит движению до 700 тыс. руб. в год.

Кроме того, организация получает президентские гранты. Только за последние три года размер «поддержки» составил 18 млн руб. По словам господина Чугунова, деньги идут на печать наклеек и создание видео. Общественники не должны заниматься подобными вещами, уверен вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

«Деятельность "СтопХама" ведет к хулиганству. Это твоя собственность — автомобиль, если на него пытаются что-то клеить, ты смело имеешь право их отталкивать. И ведь они ведут себя подло: их и трое, и пятеро, и десятеро нападает, мы в кадре видели. Как правило, из двоих одна — женщина, поэтому я прогнозирую драки, будут уголовные дела против отдельных членов "СтопХама", когда докажут, что он наклеил и спровоцировал драку», — уверен Ольшанский.

Движение «СтопХам» еще может быть ликвидировано. Верховный суд отправил иск Минюста на новое рассмотрение. Теперь им займется другой состав суда.

Анастасия Ройзман

Вся лента