«Нет осознания, что твой голос — это что-то бесценное»

23% россиян готовы расстаться с принципами за деньги

Продать свой голос на предстоящих выборах согласен каждый четвертый россиянин. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра». Впрочем, как отмечают эксперты, такая ситуация характерна не только для России. С подробностями — Алексей Соколов.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

За пять лет число желающих продать свой голос на выборах увеличилось, пусть и незначительно — всего на 4%. Такие данные указывает «Левада-центр» со ссылкой на два собственных опроса — ноября 2011-го и августа текущего года. Ценник в 5 тыс. руб. выставили 11% опрошенных, 5% готовы поставить галочку нужному кандидату за большую сумму, а еще 5% готовы сделать это и вовсе за бесценок — от 100 руб. до 1 тыс. Ситуация, когда кандидат или партия могут не только задобрить, но и купить избирателя, характерна не только для России, но и для стран-соседей, считает сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц.

«Практика подкупа широко распространена в республиках бывшего Советского Союза. Это, увы, такое вот "наследие", когда демократия еще не окрепла: нет осознания того, что твой голос — это что-то бесценное. Ситуация с подкупом избирателей усугубилась в этом году — сказывается финансовый кризис. Люди избирательную кампанию воспринимают, как возможность пополнить свой бюджет. Когда их спрашивают, готовы ли вы что-то получить взамен своего голоса, из вот таких соображений люди и отвечают, что да, готовы, и при этом называют не очень-то большие суммы», — отметил Мельконьянц.

Эксперты предполагают, что способы подтасовки результатов и на этих выборах останутся прежними: это и госучреждения с массовым голосованием за нужных кандидатов, это и автобусы с карусельщиками, это и подкуп избирателя различными благами, от продуктовых наборов до пандусов и детских площадок. При этом никуда не денется и прямая покупка голосов. Практиковаться такое обязательно будет, но только не партиями, и не в крупных городах, комментирует директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

«Большого объема скупки голосов не будет. На партию скупать особого смысла нет. Если где-то и будет, то, в основном, на выборах в региональное законодательное собрание по одномандатным округам — там, где небольшие разрывы между кандидатами, там скупка голосов может дать эффект. Тем более, отработаны схемы, которые позволяют достаточно безопасно делать это юридически. Например, заключают с людьми договор на работу агитатором. Работу с него не спрашивают, платят ему эту зарплату, предполагая, что человек придет и проголосует за кандидата», — заявил «Коммерсантъ FM» Минченко.

Нарушения есть и на выборах в США и Европе, но другие. Потеря тысяч и десятков тысяч голосов — не редкость, неучтенные бюллетени — тоже. Но про подкуп избирателей кандидаты и партии давно забыли. В США за предвыборные махинации грозит срок до пяти лет тюрьмы, поэтому кандидаты осторожничают. Аналогичный срок можно получить и в России, но чаще всего суд ограничивается штрафами: граждане могут потерять до 25 тыс. руб., а юридические лица — до 500 тыс.

По данным проведенного «Левада-центром» опроса, большинство россиян — 63% — все-таки не согласны продать свой голос ни при каких условиях.

Вся лента