Правила игры

читает Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора

Тема контроля и надзора, вернее проверок в ее рамках, в России давно уже стала главной мифологемой малого и среднего бизнеса. Во многом это социологический эффект. Несмотря на то что официальные проверки некрупного бизнеса в стандартном режиме (в отличие от полуофициальных коммуникаций бизнеса и надзорных структур) в силу многолетней борьбы с ними сейчас совсем не те, что еще в 2010 году, на вопрос: "Являются ли вас проверки проблемой?" — уверенно отвечают в любой компании хотя бы потому, что они объявлены проблемой президентом много лет назад, и что ж теперь, перечить ему? Тем не менее пятничное совещание с правительством у Владимира Путина по контрольно-надзорным вопросам довольно важно: министр экономики Алексей Улюкаев обозначил на нем две крайне важные уступки всему бизнесу.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Речь идет о так называемом малом блоке правок к регуляторному режиму, о поправках к ФЗ-224 "О защите прав юрлиц", с 2009 года впервые массово ограничивавшему проверки бизнеса надзорными структурами. Саму по себе новость о том, что что-то будет правиться таким способом, можно воспринимать двояко: с одной стороны, ФЗ-224 сам по себе гарантия того, что тема проверок на практике будет все менее важной, с другой стороны, то, что ФЗ-224 сохраняется, а не будет интегрирован в "большой" закон "О контроле и надзоре" (новая версия законопроекта должна быть представлена в Белом доме во вторник на совещании у министра Михаила Абызова), видимо, закрывает возможность системно переписывать саму систему этой деятельности в течение пары лет, иначе просто нет смысла править "малый" закон о ней. Новости же, о которых говорил Алексей Улюкаев, таковы.

Первая — правительство (после долгого ведомственного сопротивления) согласилось не применять нормативные акты СССР и РСФСР в контрольно-надзорной деятельности. Это, в общем, революция, однако не столько для малого, сколько для крупного бизнеса — он теряет на советских актах много больше. Вторая — правительство согласно вводить с июля 2017 года так называемые проверочные листы, закрытые по составу вопросов опросники, применяющиеся при контрольно-надзорной деятельности. Сейчас в теории при проверке компании могут задаваться, по сути, любые вопросы, которые, с точки зрения проверяющих, относятся к ее деятельности, "проверочные листы" ограничат их и формально поставят всех проверяемых в равные условия.

Ответа на вопрос: "Это уступка или размен?" — пока нет. Бизнес может оплатить происходящее задержкой с "большой" реформой надзора, поскольку поправки к ФЗ-224, собственно, риск-ориентированной системы надзора не создают. Кроме того, что предполагается делать с неофициальными способами давления надзорных структур на бизнес — неизвестно, а их становится больше, они в регионах политизируются, и это в перспективе для бизнеса потенциально тяжелее любых проверок.

Вся лента