Режиссер Александр Роднянский: «Думаю, что здесь не много политики»

Два российских кинематографиста будут выбирать номинантов «Оскара»

Сразу двое россиян получили предложения войти в состав Американской киноакадемии. Именно эта организация вручает «Оскар». Киноакадемиками могут стать продюсер фильмов «Левиафан» и «Сталинград» Александр Роднянский, а также режиссер-документалист Виктор Косаковский. Всего в этом году было разослано около 700 приглашений. Большую часть из них получили женщины, а также афроамериканцы и азиаты. В этом году актерское сообщество призывало своих коллег проигнорировать церемонию вручения «Оскара» из-за отсутствия среди номинантов чернокожих. Кроме того, в социальных сетях стал популярен хэштег #OscarSoWhite («Такой белый "Оскар"»). Александр Роднянский ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.

Фото: Олег Никишин, Коммерсантъ

— Вы уже получили приглашение, правильно?

— Да.

— И как вы на него отреагировали? Ответили согласием?

— Да. Я согласился.

— Это повод вас поздравить, я так понимаю? Поздравляю от имени радиостанции.

— Спасибо большое.

— В чем будет заключаться ваша функция, ваша работа в составе Киноакадемии?

— Насколько я понимаю, главным содержанием работы Американской киноакадемии является вручение профессиональных наград, самых известных наград в мире, называемых «Оскаром». Эта процедура сама по себе известна разве что по церемонии вручения, но занимает она в реальности около шести месяцев, потому что ровно столько требуется всем членам академии для того, чтобы посмотреть все представленные картины. А их в общей сложности около 300. И, как вы понимаете, нельзя принимать решение, не посмотрев полностью все эти картины тем или иным гильдиям и объединениям, входящим внутрь академии, потому что Академия состоит, естественно, из множества секций, или гильдий профессионалов, разделенных по профессиям.

Часть наград голосуется только членами этой гильдии — например, художники по костюмам вручают «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам, а часть наград голосуется всеми членами академии: «лучшие фильмы», «лучшие документальные», «лучшие короткометражные» и так далее. Главным содержанием моей работы будет участие в этом процессе: в просмотре, в обсуждении картины и во всех тех многочисленных форматах, которые являются частью так называемого сезона наград, — это дебаты, дискуссии, обсуждения, все то, что предшествует вручению самой важной на сегодняшний день в мире кинонаграды, влияющей на состояние дел в киноиндустрии по всему миру.

— Это будет отнимать практически все время, судя по описанному вами объему работы. Времени у вас останется на что-то еще?

— Я, как и большинство профессионалов, активно вовлеченных в производственно-творческий процесс, смотрю очень много фильмов. Во всяком случае, как большинство профессионалов обязаны делать. И я бы не сказал, что добавится какое-то количество фильмов к просмотру, которые я бы не посмотрел так или иначе. Я полагаю, что это чрезвычайно интересно, но я не говорю даже о том, что это высокая честь — быть в составе Академии, объединяющей очень известных, наиболее значимых профессионалов киноиндустрии на сегодняшний день. Потому что только в этом году в состав Академии приглашены около 300 международных кинематографистов, включая крупнейших режиссеров современности, таких как Николас Виндинг Рефн, Абделатиф Кешиш, Наоми Кавасэ и многие другие. В общем, быть в составе Академии важно и почетно, а для меня — еще и бесконечно интересно.

— Как вы думаете, сам факт приглашения россиян в состав Киноакадемии — вас и Виктора Косаковского — о чем говорит, есть ли какая-то доля политики в этом?

— Не думаю, потому что в составе Академии есть россияне: Андрей Звягинцев, и Никита Михалков, и Андрей Кончаловский, и Сергей Бодров, и наверняка Александр Петров, блистательный мультипликатор, многие другие, прежде всего, режиссеры, получавшие награды или номинированные на нее.

Что касательно Косаковского: он — блистательный режиссер-документалист, который с момента появления своего первого фильма «Лосев», а уж тем более второго фильма «Беловы» стал фактически, несмотря на тогда ранний возраст, классиком документального кинематографа, и с каждым последующим фильмом все в большей степени укреплял свой хорошо известный в профессиональной среде статус.

Думаю, что здесь не много политики. Скорее всего, Академия, приняв решение о диверсификации этнической, национальной, демографической, то есть возрастной, и гендерной, естественным образом обратилась к международным профессионалам, и дальше уже сама по себе Академия приглашает новых членов, не они подают свои заявления, а Академия выбирает, кого бы она хотела видеть в своих рядах. Дальше я не могу за Академию восстановить ход мыслей, почему именно ваш покорный слуга или вошедший в состав приглашенных оказались там, но, вероятно, благодаря тем картинам, которые за последние годы так или иначе появлялись, становились событиями в кино либо в сегменте авторского кинематографа, как правило, конституированного большими фестивалями, либо в сегменте жанрового большого, ориентированного на массовые аудитории.

Вся лента