В суде торг уместен

Прокурор области решил оспорить нижегородский закон о торговле

Прокуратура Нижегородской области обжалует в суде апрельскую редакцию регионального закона «О торговой деятельности». Надзорный орган считает, что правительство области превысило полномочия, ограничив места для торговли, в то время как федеральное законодательство позволяет предпринимателям самим выбирать места. В правительстве региона считают, что региональный закон не противоречив, а бизнес вправе внести предложения по местам торговли в регламентирующие схемы. Перспективы рассмотрения дела в суде, по мнению юристов, зависят от того, установит ли суд явные несоответствия местного закона федеральному законодательству.

В прокуратуре считают, что торговлю ­нельзя ограничивать в выборе мест

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Прокуратура Нижегородской области направила исковое заявление с требованием признать недействующей статью 7.1 регионального закона «О торговой деятельности». Она появилась в нормативном акте в апреле 2016 года по инициативе областного министерства промышленности, торговли и предпринимательства. Как ранее писал „Ъ“, в статье сформулирован запрет на торговлю вне ярмарок, розничных рынков, а также за пределами других территорий, специально отведенных для этого администрацией, если торговля ведется вне объектов капстроительства или нестационарных объектов (киосков, тонаров и др.).

В прокуратуре считают, что эта норма затрагивает права предпринимателей на «свободное осуществление торговой деятельности, в том числе на самостоятельное определение мест торговли». «По оспариваемой статье все места торговли подлежат согласованию с органами государственной власти и МСУ, что противоречит федеральному закону», — сообщили в надзорном ведомстве.

В министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, напротив, считают, что региональный закон не противоречит действующим федеральным нормам. «В соответствии с Градостроительным кодексом РФ все земли делятся на зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. С учетом разрешенного использования земельных участков органы МСУ принимают решения о размещении на них тех или иных объектов, в том числе и торговых. Вместе с тем, каждый предприниматель вправе выйти с инициативой, предложить включить в схему размещения нестационарных торговых объектов, в план организации ярмарок или рынков место под новую торговую точку, которая, по его мнению, будет пользоваться спросом. У предпринимателя есть возможность оформить это место законно», — отметили в министерстве. Чиновники уверены, что оспариваемые поправки «защищают жизнь и здоровье потребителей» и права добросовестных предпринимателей.

Напомним, впервые скорректировать региональное законодательство о торговле правительство региона попыталось в октябре 2015 года. Тогда чиновники говорили о том, что поправки, призванные навести элементарный порядок в организации торговли, основаны на «мнении муниципалитетов и гражданского общества». Законопроект активно поддерживала администрация Нижнего Новгорода, апеллируя к многочисленным жалобам жителей на стихийную и незаконную торговлю, антисанитарию и так далее. Однако тогда против инициативы выступили депутаты заксобрания и уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Солодкий, а также сами торговцы. В результате рассмотрение законопроекта было отложено, и вернулись к нему в апреле 2016 года. Чиновники сообщили, что над поправками несколько месяцев трудилась рабочая группа и его формулировки изменились. Однако суть законопроекта осталась прежней, и прокуратура выдала отрицательное заключение на проект закона, усмотрев в нем превышение полномочий региональных чиновников. Тем не менее в апреле большинством голосов спорные положения были приняты.

Представитель нижегородского бизнес-омбудсмена Мария Агеева сообщила, что они поддерживают позицию прокуратуры и планируют присутствовать на судебных заседаниях. «При первом и втором обсуждении законопроекта мы говорили, что он разработан за пределами полномочий региональных органов власти и с нарушением федерального законодательства. Мы бы сами вышли в суд для его обжалования, но, к сожалению, в отличие от прокуратуры у нас нет таких полномочий», — отметила Мария Агеева.

По словам депутата зак­собрания Владимира Буланова, только в Московском районе Нижнего Новгорода после вступления нормативного акта в силу вне закона оказались 400 торговых точек. «Кроме того, этот закон породил коррупцию. Штрафовать предпринимателей за торговлю вне отведенных мест получили право участковые уполномоченные. Предприниматели жалуются, что теперь у них вымогают взятки», — рассказал депутат на заседании комитета по экономике. Владимир Буланов предложил вывести из-под действия закона 1,5 тыс. нижегородских предпринимателей, у которых земельные участки находятся в собственности, но представители облправительства предложили ему дождаться решения по иску прокуратуры в областном суде. В результате инициатива депутата не нашла поддержки.

Управляющий партнер юридической фирмы Timo­feev / Che­re­pnov / Ka­lash­ni­kov Олег Тимофеев отмечает, что проблема размещения торговых объектов актуальна для каждого крупного города. «В Нижнем Новгороде она стоит особенно остро и сопряжена также с вопросами обеспечения порядка и безопасности населения. Поэтому понятно желание органов власти монополизировать право на определение мест для торговли. В этом и сойдутся в суде правительство региона и прокуратура. Перспектива удовлетворения иска зависит от того, насколько явные противоречия федеральному законодательству усмотрит суд в региональном законе», — рассуждает Олег Тимофеев. По его мнению, если спор будет сведен к «техническому характеру размещения объектов на конкретных точках» прокуратура, вероятнее всего, проиграет и закон оставят в силе. Рассмотрение дела в Нижегородском областном суде по существу назначено на 15 июня.

Александра Викулова

Вся лента