«Мы слишком привыкли к старому режиму на рынке нефти»

Герман Греф: при текущей цене на «черное золото» экономика РФ вырастет в 2017 году

При цене нефти в $45 за баррель российская экономика пойдет в рост уже в следующем году. Об этом заявил телеканалу «Россия 24» президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, цена бочки к 2020 году может достигнуть отметки в $60, а к 2024 году возможен рост до $80. Преподаватель факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Николай Корженевский ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Анны Казаковой.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

— Вы согласны с прогнозом Грефа по росту экономики уже в следующем году?

— Думаю, что статистически да, мы можем получить некоторый прирост экономики, во-первых, потому что прекратят сокращаться инвестиционные планы компаний. У нас одним из крупнейших инвесторов, который значительный негативный вклад внес в инвестиции, был как раз нефтегазовый сектор, по понятным причинам. Кроме того, можно надеяться на Центральный банк — он, опять же, ставкой может прямо повлиять на инвестиции. Я надеюсь, что он приступит к смягчению монетарной политики, и, соответственно, тоже какой-то статистический плюс в результате этого мы сможем получить. Статистический — потому что у нас в этом году все уже на таких уровнях, что нужны действительно существенные внешние ухудшения, чтобы показатели по экономике падали дальше.

— Насколько реально, что цены на нефть в ближайшее время не будут падать ниже $45?

— Здесь я вижу главный риск. На мой взгляд, мы все слишком привыкли к старому режиму на рынке нефти, что даже если было какое-то глубокое снижение, то обязательно после этого будет восстановление, и с годами цены должны только двигаться вверх. По моему субъективному ощущению, поскольку я все-таки не нефтяник, рынок нефти анализирую косвенно, хорошо, если в ближайшие два года мы проживем с нефтью в $50 за баррель, а дальше я бы загадывать вообще не стал. И я думаю, что в этом году ближе к его завершению все-таки мы еще увидим цены на нефть даже ниже $40 за баррель эпизодически.

— А почему?

— Есть две главные проблемы. Первая — было много в предыдущие два года нового в отношении предложения. Рынок не ожидал, что будет так быстро расти предложение в Северной Америке, что ОПЕК отреагирует так, как он это сделал, и так далее. Но в результате цены на нефть ушли ниже $30 за баррель, отыгрывая неожиданный навес предложения. Сейчас рынок удивить чем-то с точки зрения предложения очень сложно, то есть внимательно следят за всеми рисками, кто сколько добывает, каков баланс и так далее, но никто совершенно пока не закладывал в цену на нефть никаких рисков замедления, существенного замедления глобальной экономики, в первую очередь Китая.

То есть у рынка есть надежда и уверенность в том, что Китай продолжит поддерживать нынешний уровень спроса на нефть со своей стороны, а может даже и увеличивать его, увеличивать импорт сырья. В Китае сейчас ситуация настолько сложная, что во второй половине года физический спрос со стороны Китая рынок разочарует.

А на теме спроса на рынке нефти пока еще никто активно не спекулировал и не играл. Поэтому я думаю, что с частью предложения мы разобрались, это все уже дисконтировано, все в ценах, по поводу спроса я вижу слишком много рисков, плюс есть Федрезерв, который повысит ставки, и так далее.

— 29 мая министр энергетики Новак предсказал восстановление баланса спроса и предложения на рынке нефти к концу следующего года, то есть все положительные ожидания российских властей направлены на следующий год. Вы как относитесь к этому?

— Сложно сделать этот прогноз, потому что это опять балансировка физического рынка нефти. Мне ближе именно спекулятивный фактор на рынке нефти, но такой прогноз в целом представляется, конечно, взвешенным и консервативным, потому что когда речь идет о конце 2017 года, там действительно, может быть, уже придут в равновесие спрос и предложение, с одной стороны, потому что мы уже знаем факт существенного сокращения инвестиций, и во многих проектах это уже успеет проявиться. А с другой стороны, я думаю, что спрос все-таки разочарует, и часть этой балансировки произойдет за счет относительно низкого спроса, не такого высокого, как сейчас рассчитывают, и спрос и предложение сойдутся. Министр надеется, что они сойдутся за счет растущего спроса и стабильного предложения. Я думаю, что сойдутся они все-таки на фоне снизившегося спроса, но, соответственно, при более низких ценах.

Вся лента