«Ситуация с ценами на картины внутри страны очень плохая»

Минкульт обвинили в злоупотреблениях полномочиями

Генпрокуратура нашла нарушения в Министерстве культуры. Глава Минкульта Владимир Мединский уже получил представление от надзорного ведомства по этому поводу. Об этом пишет «Коммерсантъ». Министерство подозревают в ненадлежащем контроле за вывозом культурных ценностей за границу. Предполагается, что ведомство Мединского не обращает внимания на злоупотребления со стороны своих экспертов. Те якобы занижают стоимость произведений искусства, причем зачастую в сотни раз. В итоге бюджет недополучает налоги с их продажи. Директор портал ARTinvestment Константин Бабулин обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаной Барыкиной.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Скажите, как так получается, что картины продают за рубежом, не в России, и теперь выясняется, что еще и цены занижают в сто раз?

— Вопрос доверия — самый главный. Насколько мы, граждане России, доверяем своему же собственному государству? Если бы мы доверяли хорошо или достаточно, тогда и свою экономическую деятельность старались бы вести внутри. Пока у нас получается не совсем благостная картина. Отсюда попытка каким-то образом экономически «словчить» и так далее. Упирается все как в доверие, в первую очередь, так и в качество законов. Предположим, я слышал сейчас, после этих скандалов с таможней, вывозом и так далее, еще более радикальное предложение: запретить продажу культурных ценностей вообще. При нынешней ситуации совершенно не исключено, что такой закон может быть предложен, а то и принят. И что это значит? Это значит, что люди перестанут продавать и покупать картины? Мы сейчас будем, в частности, говорить об антикварных — не будем говорить про современных. Нет, конечно. Просто сфера деятельности уйдет в теневую область.

Поэтому здесь первый вопрос: почему люди вообще стараются вывезти из страны картины — раз. И второе — кому они их там продают. Третье — а поток внутри страны кто-нибудь сравнивал? Условно говоря, если мы вывозим из страны 10 картин, а ввозим 100 — это проблема или нет? Я такой постановки вопроса, к сожалению, не слышу. Слышу только ужесточение каких-то репрессивных мер: опять все плохо с вывозом, давайте усилим наказание. На самом деле, ситуация — ровно наоборот. Если мы вообще запретим вывоз картин, это привлечет парадоксальным образом к увеличению их ввоза. Потому что люди перестанут бояться: в случае чего, мало ли, мне понадобиться уехать, картину продать. А, к сожалению, ситуация такова, что самые дорогие цены у нас сейчас на Sotheby's и Christie's. Ситуация внутри страны в этом смысле очень плохая.

Опять же, вопрос к людям или к стране — почему мы не сможем наладить здесь продажу, которая будет способствовать объективной оценке, люди не будут бояться показывать свои доходы и так далее. Этого не происходит, отсюда попытка вывезти туда, чтобы своим же и продать. Потому что существует еще одно явление, абсолютно мировое — локальные рынки. А мы локальный рынок, не международный. То есть «свои» покупают «свое»: немцы покупают немецкое, русские — русское, французы — французское. Соответственно, наши товарищи, соотечественники, граждане, вывозя куда-то, в Лондон на продажу, продают своим же, которые с удовольствием бы и ввезли сюда, но дальше вопрос уже, почему этого не происходит.

— Скажите, действительно могло Министерство культуры потворствовать тому, что и цены занижали, и переводили их в частные руки, на частные лица оформляли — могло такое произойти?

— Картины? Нет, картины сразу из частных рук приходят. Не музей же приходит вывозить. То есть какое-то частное лицо приходит вывезти картину, дальше существует у нас тройной временной фактор.

— В статье упоминается Международная конфедерация современных художников или просто художников — якобы принадлежали конфедерации, а продали непосредственно как частные лица эти руководители этой конфедерации.

— Нет-нет, не совсем так. Международная конфедерация артдилеров и коллекционеров существует, у нас есть и российское подразделение, но это частные лица. Поэтому здесь это не то, что музей какой-то владеет — это просто группа товарищей, объединенная в некую организацию, которая поддерживает и лоббирует свои интересы.

— То есть здесь нарушений нет никаких?

— Никаких нарушений нет, конечно.

— А по поводу цен? Действительно могли в сотни раз занижать?

— Когда квартиру продают и занижают стоимость, чтобы платить меньше налогов — вы спросите любого риелтора, действительно так делают. Во-первых, если скажут, что действительно делают, кого-нибудь арестуют и посадят, поэтому я бы от таких высказываний сейчас воздержался. Надо смотреть, что заставляет людей ловчить по налогам, по занижению цен и так далее. Если будет приведено все в соответствие, никто этого делать не будет.

Это как рассуждать, что мы, русские, — какая-то криминальная нация. И при условии, что можем все делать хорошо, по закону и безболезненно, почему-то нарушаем, подставляемся для того, чтобы сесть. А сейчас, к сожалению, уже есть такие прецеденты, когда людей сажают на серьезные сроки за нарушения, которые никаким образом не связаны ни с насилием, ни с чем. Поэтому здесь, может быть, такое и происходит. Опять же, сказать, что чиновники, которые это делают, белые и пушистые — это будет не совсем так. Мы понимаем, российское чиновничество — с чего их доходы, с чего они пытаются заработать. Это опять вопрос государству: почему таким образом устроена система, что люди стараются заработать каким-то образом на стороне.

— Скажите, Министерство культуры действительно должно понести за это какое-то наказание или зря сюда чиновников приплели?

— Это тот случай, когда я бы смотрел на эти нарушения сквозь пальцы, потому что они просто объективно, просто по-человечески, ввиду неправильности принятых законов — просто неизбежный процесс, который восстанавливает баланс таким образом. Как говорят, жить было бы невозможно в России, если исполнять все законы. Тут тот случай, когда, если бы все исполняли законы, было бы еще хуже. Поэтому здесь какие-то нарушения были, но я бы в эту сторону сейчас сильно не косил.

Вся лента