«Предложение уйти от обязательного характера накопительной пенсии — это позитивный шаг»

СМИ: Минфин подготовил проект новой пенсионной реформы

Минфин предлагает повысить пенсионный возраст и отказаться от выплат работающим пенсионерам. Как сообщают «Ведомости», эти инициативы входят в подготовленный ведомством план реформирования системы. В частности, в министерстве считают, что пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин должен составлять 65 лет с шагом 6-12 месяцев. Работающих пенсионеров в Минфине предложили лишить выплат. Правда пока неизвестно, останутся ли они совсем без пенсии или только без ее фиксированной части. Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Как вы оцениваете эти предложения, все эти пункты?

— Во-первых, я, честно говоря, не знаю, в какой мере это предложение Минфина мы можем комментировать. Это напечатали «Ведомости», потом перепечатали другие СМИ, и с этой ремаркой можно комментировать. По сути, если брать предложение по поводу повышения пенсионного возраста, понятно, что это уже давно назревшая мера. Другое дело, что говорят о ней давно, а серьезной подготовки, честно говоря, я, например, не располагаю информацией, что кто-то провел серьезные исследования как в части того, что касается пенсионной системы, последствий для нее, как это надо делать, так и эффектов и последствий, которые это окажет на другие сферы экономики и социальную сферу: безработицу, влияние на бедность и так далее. Что касается самих цифр, которые вы со ссылкой на Минфин озвучили по поводу 65 лет для мужчин и женщин…

— Кстати, объясните, что это такое — 6-12 месяцев шаг?

— Я так понимаю, это вопрос интерпретации, что, видимо, имеется в виду, что у мужчин поднимать по шесть месяцев в году, поскольку у них поднимается пенсионный возраст на пять лет, а у женщин, поскольку будет предлагаться поднять аж на десять лет, — с 55 до 65, то для женщин идти существенно большими темпами — по году за год.

Во-первых, надо еще понять, как они это предполагают делать, потому что вопрос нетривиальный, и, честно говоря, я не располагаю информацией, что в каких-то других странах с такими высокими темпами по году в год делалось. Я знаю, там были еще какие-то резкие решения, но, с моей точки зрения, поднимать мужчинам до 65 с учетом низкого по отношению ко всем соотносимым странам возраста нахождения на пенсии, который для мужчин в среднем составляет при 60 годах 16 лет, с моей точки зрения, это слишком радикальное решение — поднятие до 65-ти. В отношении женщин, понятно, наверное, вряд ли можно поднять женщинам выше, чем мужчинам, это будет просто эмоционально неправильно, поэтому с нашей точки зрения более рационально было бы принять решение, по крайней мере, на первом этапе, все равно этот этап растянется на восемь-десять лет, поднять до 63-х — это первое.

А второе — двигаться такими темпами достаточно радикально, потому что чем меньшими темпами двигаются в других странах, а есть страны, где и по месяцу в год двигаются и по три месяца, что тоже достаточно много. Больше возможностей для адаптации и населения, и бизнеса, и всех других социальных и других институтов к такому нововведению. Поэтому в других странах это делают маленькими шагами. Другое дело, что в России в связи с тем, что достаточно долго этот вопрос не решается, чем позднее он будет решаться, тем, к сожалению, более радикальные действия придется предпринять.

— По поводу работающих пенсионеров, их предлагают лишить выплат, как вы считаете, насколько это вообще реальный пункт, будет ли он исполнен?

— Я хочу напомнить, что на самом деле в 2015 году даже был законопроект, который, я сейчас по памяти не могу сказать, он обсуждался в Госдуме, кажется, даже прошел какие-то чтения, но был немного в другом дизайне, а именно: действительно не выплачивать пенсию работающим пенсионерам, но только тем пенсионерам, которые имеют относительно высокий уровень дохода. Обсуждалась цифра 1 млн руб. в год или примерно 83 тыс. руб. в месяц. Под этим было достаточно, с моей точки зрения, серьезное обоснование, потому что пенсия — это страховка от утраченного заработка. И поэтому если человек продолжает работать и, к тому же, получает относительно высокий доход, тогда в этом есть резон.

Опять же, замечу, смысл нововведения был в том, что получалась, — и если ее направить на увеличение пенсии остальным людям, у кого более низкие пенсии, — более низкая заработная плата, под этим было бы и социальное оправдание. Так же, как предлагает Минфин всем работающим не выплачивать, с точки зрения экономии, и, наверное, подразумевается, что экономия пойдет чисто в сокращение трансферта федерального бюджета. Тогда это мера радикальная и в основном за счет населения, граждан.

— Предлагают не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право.

— В отношении досрочных я вообще не очень понял, потому что работающие досрочники — это частные случаи работающих пенсионеров, поэтому если они предлагают меру не платить работающим пенсионерам, под это подпадают и работающие досрочники.

— В общем, все вместе, получается?

— Поэтому я, может быть, чего-то просто не понимаю в изложениях журналистов. Как-то неточно замысел Минфина сформулирован.

— Вполне возможно. Минэкономразвития уже отреагировал, они считают, что обязательно накопительную часть пенсий, не уточняется, в каком виде, нужно сохранить. Как это можно сделать, и сделают ли это?

— Я как раз считаю, что в этой части предложение Минфина о том, чтобы уйти от обязательного характера накопительной пенсии, это как раз позитивный шаг, и хорошо, что они наконец-то поняли нерациональность наличия этого компонента в рамках пенсионной системы, потому что обязательный компонент себя не оправдал ни по доходности, которая практически в два раза ниже инфляции. Реально люди потеряли свои накопления в реальном выражении, плюс есть риски сохранности накоплений, которые там есть, уже в номинальном выражении, поэтому в этой части, с моей точки зрения, хорошо, что Минфин наконец-то осознал этот факт и принял такое решение.

— Но если они уберут накопительную часть, они же при этом не понижают процент, все равно те же 22% остаются?

— А сегодня все равно в распределительную систему шли эти 22%, просто те 6%, которые шли в накопительную за счет трансферта федерального бюджета, компенсировались Пенсионному фонду Российской Федерации. Поэтому понятно, что это предложение Минфин предлагает, и оно предлагалось, насколько я понимаю, и другими частями правительства уже достаточно давно в целях сокращения трансферта федерального бюджета.

Вся лента