«Есть десятки особых экономических зон, где не появилось ни одного резидента»

Власти могут закрыть неэффективные территории к осени

Правительство закроет часть особых экономических зон в стране. Министерство экономического развития представит список неэффективных территорий к осени. Таким образом ведомство рассчитывает сократить долговую нагрузку федерального и регионального бюджетов. Сейчас в России действуют 33 особые экономические зоны. На этих территориях инвесторы имеют налоговые и таможенные льготы, а также свободно пользуются инфраструктурой. По оценкам Счетной палаты, за 10 лет государство потратило на развитие экономических зон свыше 185 млрд руб. Заместитель директора группы из государственных финансов компании S&P Карен Вартапетов обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

— Мы помним, что ранее Минэкономразвития уже предлагало закрыть экономическую зону на острове Русский, где в 2012 году проходил саммит АТЭС. Какие территории могут закрыть теперь? Кстати, сколько закроют — больше половины?

— Сколько конкретно закроют, наверное, сказать сложно, больше вопрос к министерству. Можно, сказать, сколько зон оказалось в принципе успешными или выполнили те задачи, которые перед ними ставились, — буквально 2-3 зоны в России. То есть в целом можно говорить о том, что этот инструмент не принес тех результатов, на которые надеялось правительство.

— Но есть же какие-то параметры оценки эффективности?

— Абсолютно, да. И когда этот инструмент внедрялся в середине 2000-х, в каждом решении по каждой зоне были определенные параметры: это и количество резидентов, и объем добавленной стоимости, количество рабочих мест и так далее. Но есть десятки особых экономических зон, в которых не появилось ни одного резидента. Наверное, они будут первыми кандидатами на закрытие.

— Вы говорите, что успешны всего несколько зон из нескольких десятков. То есть получается, что эти успешные — это исключение. Тогда по каким параметрам и как так получилось, что они выбились в лидеры?

— Это, безусловно, сочетание факторов, в том числе особое внимание региональных властей. — там, где региональные лидеры были настроены на привлечение инвестиций, там это получилось. Мы говорим буквально о двух примерах — это Липецк и Елабуга в Татарстане — такие общеизвестные примеры, в которых этим зонам удалось стать триггерами экономического роста в регионах. Везде в остальных случаях, конечно, результаты оказались ниже ожиданий.

— Такой параметр, как рабочие места, в Счетной палате сообщали, что на территории всех экономических зон за 10 лет создано 18 тыс. рабочих мест. Это много или мало?

— В рамках общего количества рабочих мест экономически занятого населения России это очень мало, безусловно. Особенно если сопоставить количество новых рабочих мест с объемом прямых бюджетных расходов, то, конечно, результат не будет говорить в пользу инструмента.

— То есть ваш прогноз, насколько я понимаю, что никакой новой формы господдержки ожидать не приходится, и, скорее всего, все закроют?

— Этому инструменту, наверное, нет, но на его смену приходит масса других особых территориальных режимов, и вы знаете, что сейчас есть и зоны так называемого опережающего развития, есть наукограды, есть корпорации, которые заняты развитием определенных регионов, например, Дальнего Востока или Северного Кавказа, поэтому можно говорить о том, что правительство ищет новые формы поддержки экономического роста в тех или иных регионах. Будут ли они эффективными, покажет время.

Вся лента