69-й Каннский фестиваль объявил программу

России нашлось место не в конкурсе, а в программе "Особый взгляд"

Фестиваль кино

Объявлена официальная программа 69-го Каннского кинофестиваля. Ее комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Имена Вуди Аллена (его фильм "Красивые люди" будет показан на открытии), Стивена Спилберга ("Большой и добрый великан" — внеконкурсный показ) и многих режиссеров конкурсной программы обещают классическое кино в добрых традициях. Даже те, кто еще не так давно считался авангардистом, сегодня воспринимаются спокойно, от их новых работ ждешь не открытий, а качества. Это — "Джульетта" Педро Альмодовара, "Персональный покупатель" Оливье Ассаяса, "Патерсон" Джима Джармуша. Некогда противостоявшие этим столпам постмодернизма братья Дарденн, взорвавшие Каннский фестиваль 1999 года своей гиперреалистической "Розеттой", сами превратились в классиков: их "Незнакомка", скорее всего, окажется довольно хорошей знакомой.

От кого ждать неожиданностей — если их вообще можно ждать? Вряд ли от Кена Лоуча ("Я, Дэниел Блейк"). Или от французской актрисы Николь Гарсии, выступающей в роли режиссера фильма "Каменная болезнь". Скорее интригуют Брюно Дюмон, повернувшийся от жестоких и болезненных тем в сторону комедии ("В тихом омуте"), и Ксавье Долан, вундеркинд из Квебека, впервые снявший французский фильм с большими звездами и успокаивающим названием "Это всего лишь конец света". Из ветеранов самые большие ожидания вызывает Пол Верхувен с долгожданным фильмом "Она". Любопытно взглянуть и на то, что будет представлено женщинами-конкурсантками — немкой Марен Аде ("Тони Эрдман") и англичанкой Андреа Арнольд ("Американский мед"). По-прежнему чего-то свеженького ждут от Джеффа Николса ("Loving") и Николаса Виндинга Рефна ("Неоновый демон"), несмотря на провал его предыдущей ленты.

В каннском конкурсе участвуют также филиппинец Брийянте Мендоса и кореец Пак Чхан Ук, но вообще Азия представлена слабо, а Латинская Америка — еще слабее, и этот факт почти наверняка не повысит энергетический драйв фестиваля. Как обычно, в европейской части программы доминируют франкоязычное кино и французская киноиндустрия, мы к этому уже привыкли и почти смирились. Что касается Восточной Европы, на ее карте самой крупной страной оказалась Румыния. Великое румынское кино (не иронизирую) представлено сразу двумя фильмами выдающихся режиссеров — "Сьерра-Невада" Кристи Пую и "Семейные фотографии" Кристиана Мунджу.

России на каннской кинокарте все же нашлось место — правда, не в конкурсе, а в программе "Особый взгляд". В нее отобран фильм "(М)ученик", снятый Кириллом Серебренниковым на основе одноименной театральной постановки по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Картина повествует о школьнике, впавшем в религиозный фанатизм. Кирилл Серебренников уже участвовал в конкурсах Локарно и Венеции и вот впервые приглашен в официальную программу Каннского фестиваля. Не исключено, что еще какая-нибудь российская картина (возможно, это будет "Зоология" Ивана И. Твердовского) попадет в одну из параллельных каннских программ, которые будут объявлены на днях.

Вся лента