«Многие схемы, ради которых создавались офшоры, ушли в прошлое»

Дмитрий Кленов о том, для чего нужны офшоры в настоящее время: «Я бы сказал, что с офшорами была повышенная конфиденциальность, повышенная экономия на налогах. Сейчас во многом это ушло в прошлое либо несет на себе очень высокие риски быть раскрытыми в ходе автоматического обмена информацией или в ходе публикации конфиденциальной информации. Что касается налоговой оптимизации, тоже существуют повышенные риски: подобная схема может быть признана уклонением от уплаты налогов со всеми вытекающими отсюда последствиями, либо же уже многие схемы, ради которых создавались офшоры, ушли в прошлое и не работают. Налоговые органы научились их идентифицировать на ранних стадиях.

Что сохранили офшоры? Это гибкость, безусловная гибкость, с одной стороны, с другой — эта возможность, опять же гибкость имеет несколько вариантов. Первое: если компания в безналоговой юрисдикции, она не ведет отчетность. Нет отчетности, есть определенная экономия просто на административных расходах. Это возможность международного ведения бизнеса, то есть открытие счетов практически в любой точке земного шара. Ну попробуйте, например, для российской компании открыть счет где-то в Панаме или, как уже это на слуху слово, в Лихтенштейне, в Бразилии, где-то еще. Иностранной компании, международной компании, к которым, безусловно, относятся офшоры, это сделать намного проще. Соответственно, это компании, которые встроены в международный бизнес, в международный товарооборот, в международные финансы. Я сейчас точно не беру в расчет никакие политические или иные ограничения, которые наложены на Россию. Я просто говорю в обычном режиме про российскую компанию без применения санкций или каких-либо внутренних ограничений. То же самое можно применить и к французской компании, и к немецкой компании в какой-то степени. Соответственно, есть практика делового оборота, которая сложилась на протяжении уже 20, 30, 40 лет. Практика, например, международной торговли, практика сделок слияний и поглощений. При подобной деятельности, безусловно, можно избежать офшоров, но зачем, когда это удобно и выгодно всем сторонам, при этом абсолютно законно».

О том, справедливо ли называть опубликованную информацию о счетах в панамских офшорах «гейтом»: «На мой взгляд, да, потому что то, что произошло — по сути, в публичную плоскость вылилось огромное количество информации, которая, безусловно, составляет коммерческую тайну. И не только тех людей, которые у всех на слуху, но и других людей, которые абсолютно законно вели свой бизнес и которые, вполне возможно, в результате этого могут пострадать просто потому, что их конкуренты узнают больше, чем они могли узнать до этого».

«На мой взгляд, безусловно, данная информация содержит очень много громких имен, и на громких именах всегда — это, наверное, такая уже практика — легко делать скандал, с одной стороны. С другой стороны, я, безусловно, не исключаю, что данная информация содержит в себе данные о неких нарушениях либо правового характера, либо этического характера, которые, безусловно, привлекают внимание».

Вся лента