«Нападение выглядит ужасно странно»

Журналист The New Times Александрина Елагина, пострадавшая при нападении на автобус с журналистами и правозащитниками, о цели нападения: «Мы разговаривали с коллегами и пришли к выводу, что все-таки это был такой перформанс устрашения: «Посмотрите, мы можем и это». То есть мы уверены, что о нашем присутствии в Республике Чечня было известно заранее, и с момента прилета за нами следили. И те, кто совершал эти преступления, прекрасно знали, что среди нас есть и журналисты, и правозащитники, и иностранные журналисты. Я думаю, что если бы у них стояла цель уничтожить нас, то нас быстрее бы убили, давайте говорить честно. А тут был такой перформанс с горящей машиной на дороге в 500 м от границы, на территории Ингушетии, чтобы подозрение попало на эту республику. Все очевидно, но угрозы-то были именно о нашем присутствии в Грозном».

О причинах и последствиях нападения: «Возможно, мы разговаривали с людьми, которые имеют информацию о конкретных людях, которых пытали, и все-таки такое освещение событий на международном уровне — большой резонанс. Человек, который это сделал, или тот, кто указал это сделать этим людям, наоборот, добился обратного — он добился того, что это тема теперь №1, и все знают о том, как нарушаются права не только внутри республики, но и по отношению вообще к россиянам. Возможно, это просто очень простая логика не на глобальном уровне, а на местном: если это наша территория, и мы здесь правим, и тут существуют наши порядки, то никто не смеет их нарушать».

Корреспондент газеты «Коммерсантъ» Григорий Туманов о возможных заказчиках: «Это нападение выглядит ужасно странно, потому что мы знаем, что у Кадырова скоро истекает срок полномочий, все сразу подумали на него, инцидент происходит на самой границе между Ингушетией и Чечней. Мы, например, узнали, что еще утром в день нападения ингушские участковые и чиновники приходили в офис Комитета против пыток и говорили, что, по их данным, есть основания полагать, что около офиса планируется какая-то провокация «силами прокадыровских чеченцев». Это рассказали сами сотрудники Комитета противодействия пыткам, и это вызывает вопросы. Рамзана Кадырова могли подставить. Может быть, это какие-то дуболомы из окружения, может быть, это просто какие-то инициативные люди из соседних республик. Неважно в конечном итоге, какая цель у этого нападения была, просто ужасно то, что его жертвами стали люди».

Вся лента