«Бомбежки ведут к тому, что оппозиция откажется принимать участие в переговорах»

Европейские лидеры по телефону обсудили перемирие в Сирии

Лидеры Германии, Франции, Великобритании, Италии просят Владимира Путина оказать влияние на Башара Асада. Об этом заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель после телефонного разговора с коллегами. Кроме того, по ее словам, Франсуа Олланд, Маттео Ренци и Дэвид Кэмерон высоко оценили российско-американские договоренности об урегулировании сирийского конфликта. Ранее соглашение США и России одобрил Совбез ООН. Собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Лондоне Андрей Остальский ответил на вопросы ведущего радио новостей Юрия Абросимова.

Фото: Alexei Druzhinin/Sputnik/Kremlin ATTENTION EDITORS - THIS IMAGE HAS BEEN SUPPLIED BY A THIRD PARTY. IT IS DISTRIBUTED, E, Reuters

— Как, по мнению глав европейских государств, Владимир Путин должен повлиять на сирийского лидера Башара Асада? Какие могут быть инструменты использованы, какие доводы приведены?

— Вы знаете, я располагаю, например, британской интерпретацией того, как этот 50-минутный разговор проходил и что там было сказано. В общем, в тех официальных заявлениях — например, довольно подробное заявление сделала официальная представительница премьер-министра Дэвида Кэмерона, там не делается на это акцент, на то, что просили Владимира Путина как-то повлиять на Асада. Наоборот, представительница сказала, что подробно вопрос об Асаде вообще не обсуждался, потому что он очень деликатный и трудный, один из самых трудных вопросов.

Говорилось о другом, о том, что лидеры Западной Европы попросили Владимира Путина, исходя из общих интересов, которые были констатированы в позитивном действительно ключе, что есть общая заинтересованность в том, чтобы перемирие поддерживалось в Сирии, чтобы это перемирие плавно перешло в переговоры уже о мирном разрешении конфликта в целом и в борьбе с джихадистской запрещенной организацией ДАИШ. Обо всем этом тоже говорилось и в заявлении официальной представительницы премьер-министра Кэмерона.

Но при этом еще был сделан упор на то, что российского лидера настоятельно просили добиться того, чтобы российская авиация — можно, наверное, косвенно предполагать, что и сирийская тоже, потому что она тоже там действует, — не бомбила мирные населенные пункты, в частности, в районе Алеппо.

— На сайте Кремля, как мы видим, сообщается, что Владимир Путин остался доволен переговорами с коллегами. А какого мнения придерживаются власти Великобритании после состоявшегося диалога?

— Судя по этому официальному заявлению, да и неофициальным комментариям хорошо осведомленных комментаторов, здесь действительно была попытка подойти к проблеме позитивно и приветствовать совпадение позиций сторон. В том, что я уже перечислял, подчеркну еще раз, в том, чтобы перемирие держалось — очень трудно этого добиться, все стороны должны приложить максимум усилий для того, чтобы 9 марта начались переговоры о мирном урегулировании конфликта в целом, и поэтому такой позитивный, что ли, окрас, чувствуется. Это достаточно редкий случай — не пытались как-то разоблачить Кремль, в данном случае, показать, что он преследует какие-то свои особые цели, а именно старается удержать президента Асада у власти всеми средствами. Прежде всего, делался упор на какие-то общие позиции, на договоренности фактически достигнутые. И в этом есть совпадение с тем, как это преподносится в Москве, но, повторяю, есть и достаточно важное и значительное различие. А именно, кстати, ВВС до начала еще этих телефонных переговоров сегодня сообщало, что это все-таки самое главное, причем здесь не только чисто гуманитарные соображения движут западными лидерами, но и прагматические, потому что они понимают, что если такие бомбежки — снова сообщения были на днях о том, что две больницы в районе Алеппо повреждены, — такие бомбежки, которые российская авиация производит, ведут к тому, что лидеры оппозиции откажутся в переговорах принимать участие.

Если стараться ставить перед собой цель добиться того, чтобы переговоры по сути начались, для этого надо, чтобы перемирие соблюдалось всеми сторонами.

Конечно, там очень сложная — как арабист могу сказать, — обстановка на севере Сирии в районе Алеппо, там часто очень трудно разобраться, в чьих руках находится тот или иной населенный пункт. Вполне возможно, что российские силы с подачи Сирии, в том числе, сирийского правительства, располагают сведениями, когда-то, может быть, и верными, о том, что тот или иной населенный пункт контролировался, например, фронтом «Нусра» (запрещенная в России террористическая организация «Джебхат-ан-Нусра. — «Ъ FM»), который исключен из перемирия. Но ведь все это относительно: сегодня фронт «Нусра», а завтра «Джей-шель-Ислам», другая исламистская группировка, но, теоретически, участвующая в усилиях по перемирию.

Самое главное — там есть мирные жители, там есть больницы, которые переходят из рук в руки, там лечат не только бойцов и не только исламистов, а кого угодно еще. И когда случайно в результате этих бомбежек больницы повреждаются, гибнет мирное население, конечно, это совсем не способствует возможности мирных переговоров.

Вся лента