«Компании с высокой долей участия женщин в управлении занимают более сильные позиции на рынке»

В международном рейтинге женского предпринимательства FEI (Female Entrepreneurship Index) Россия находится в конце списка, на 56-м месте из 70-ти участников. При этом представители российской инфраструктуры поддержки МСП согласны с тем, что у женщин в предпринимательстве большой потенциал. Можно ли выделить «женское предпринимательство» как особое явление в бизнесе, чем отличается женской подход к бизнесу от мужского, в интервью „Ъ“ рассказала Анна Сошинская, член комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России».

— Есть ли какая-то специфика у «женского» бизнеса?

— Успех в бизнесе не находится в прямой зависимости от пола. Важны, прежде всего, навыки и знания, цель, которую человек перед собой ставит, упорный труд и отличная бизнес-идея.

Однако мировая практика показывает, что женское предпринимательство может стать драйвером роста доли малого и микробизнеса в валовом продукте страны. Экономики, уделяющие фокусированное внимание женскому бизнес-кластеру, демонстрируют рост ВВП, развитие социальной сферы и снижение уровня безработицы.

Если говорить о специфике женского предпринимательства, то женщины проявляют интерес преимущественно к сфере услуг. По сравнению с мужчинами, женщины чаще занимаются социальными проектами, благотворительностью, сферой образования и воспитания детей.

— Насколько велика в России доля женщин-учредителей и руководителей бизнеса? Какова эта доля в Европе?

— Мы постоянно отслеживаем развитие женского бизнеса не только в России, но и в других странах. Недавно нами были проведены исследования индекса предпринимательской активности женщин в России — Women Business Index (WBI), проведенного «Опорой России» и компанией Magram Market Research при поддержке благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее». Так, в развитых странах 12% женщин уже имеют свой бизнес, в России эта цифра пока достигает лишь 3%. Это дает основания сделать вывод о том, что у женского предпринимательства нашей страны есть серьезный потенциал. Однако для развития этого направления в России необходимо создавать благоприятные условия, чтобы представительницы прекрасной половины человечества не боялись начинать свое дело.

— А чего могут бояться женщины-предприниматели? Что является для них основным препятствием?

— В России люди в принципе боятся становиться предпринимателями. Это показало глобальное исследование предпринимательства (Amway Global Entrepreneurship Report), проведенное в 2015 году. Страх неудачи назвали препятствием для открытия собственного дела 69% респондентов в Европе. В России так же ответили больше участников — 77%. По сравнению с 2013 годом доля тех, кто боится запускать стартап, у нас увеличилась на 6%. Исследователи попросили участников выбрать три самых пугающих фактора из списка страхов, связанных с началом собственного дела. Рейтинг возглавила боязнь разорения и банкротства: 50% россиян сказали, что не будут заниматься бизнесом именно по этой причине (в 2013 году таких было 44%).

— Что можно посоветовать женщине, которая решила открыть собственное дело?

— Для женщины в первую очередь важна поддержка семьи и уверенность в собственных силах, поэтому нужно обязательно заручиться согласием близких и преодолеть собственные страхи. Кроме того, в качестве первого шага к предпринимательству желательно пройти специальную обучающую программу. Сейчас в регионах, и в частности на юге России, существует масса возможностей повысить свою бизнес-грамотность, получить базовые знания по предпринимательству. Можно использовать уже созданную инфраструктуру поддержки МСП, например ту же «Опору России», где есть и база знаний, и люди, которые не первый год занимаются бизнесом и могут поделиться практическим опытом. Страх обычно пропадает после того, как люди проходят базовый курс предпринимательства: получают представления о том, как зарегистрировать дело, наладить продажи, логистику, получают минимальные знания о менеджменте и управлении людьми.

— Что чаще всего служит для женщины побудительным мотивом для организации собственного бизнеса? Может ли женщина быть успешной в традиционно мужских видах бизнеса (строительство, ИТ-технологии и т. п.)?

— Женщины и мужчины чаще всего выбирают разный бизнес. Представительницы прекрасной половины человечества склонны к тому, чтобы коммерциализировать свои увлечения, свое хобби. Они хотят заниматься тем делом, которое им больше всего по душе. Чаще всего женщины выбирают проекты, связанные с детьми, медициной и т. д. Для них важна не только суть бизнеса, но и мотивация, самореализация. Часто в таком случае прибыль имеет второстепенное значение и может быть весьма невысокой.

А если говорить об успехе женщины в так называемых «мужских» сферах, то здесь все зависит от характера, таланта и настойчивости женщины, есть вполне успешные примеры.

— Основатель банка Grameen Мухаммед Юнус сказал: «Сегодняшний кризис вряд ли бы разразился, если бы в финансах было задействовано больше женщин». Можно ли подтвердить/опровергнуть это утверждение статистикой, примерами?

— Женщины в бизнесе имеют немало преимуществ перед мужчинами, что делает их собственное дело более устойчивым к внешним факторам. К примеру, Credit Suisse Research Institute уже два года следит за гендерной составляющей топ-менеджмента и советов директоров крупнейших международных корпораций. В отчете этого года специалисты исследовательского института доказали, что компании с высокой долей участия женщин в управлении показывают более высокие доходность, рентабельность, уровень компенсаций и сильные позиции на рынке. Более того, в кризисные периоды, согласно докладу Thomson Reuters, компании с большим числом женщин на руководящих должностях стабильно демонстрируют хорошие финансовые показатели. В бизнесе важен баланс, но пока в мире «мужских» бизнесов больше.

Беседовал Иван Демидов

Вся лента