«При желании можно минимизировать число таких трагедий»

Правительство позаботится о безопасности шахт

Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по повышению безопасности на шахтах после случившегося в Воркуте. Президент также предложил выяснить, не привел ли к аварии на шахте «Северная» применяемый там специальный способ угледобычи, который считался до сих пор наиболее безопасным. Ранее в среду председатель Совета федерации Валентина Матвиенко заверила, что сенаторы готовы при необходимости усилить законодательство в сфере контроля за безопасностью горнодобывающих работ. 25 февраля на шахте «Северная» в Воркуте прогремели два взрыва. Это привело к обвалу пород, пожару внутри забоя и новым взрывам. Всего жертвами трагедии признаны 36 человек, в их числе пятеро сотрудников МЧС. Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.

Фото: Владимир Юрлов, Коммерсантъ

— Скажите, о каких предложениях может идти речь, что здесь нужно менять в первую очередь, чтобы такие трагедии, как в Воркуте, не повторялись?

— По крайней мере, чтобы их число было минимально, лучше, действительно, чтобы вообще они отсутствовали. По двум направлениям необходимо ужесточать ответственность, в первую очередь это ответственность собственника, и в случае — а такое, к сожалению, бывает довольно часто — когда специально формируется некорректная работа датчиков для того, чтобы максимизировать выработку и, соответственно, доходную часть собственника. Аналогичные примеры мы часто видим на очистных сооружениях, когда датчик не стоит на трубе, и после того, как комиссия уходит, дорогостоящие системы очистки и дымоудаления отключаются. Также и в горной отрасли достаточно часто бывает, по крайней мере, по отзывам тех людей, которые в ней или работали, или работают, когда собственник не заинтересован в частых перерывах и старается таким образом настроить контролирующую аппаратуру, чтобы небольшие превышения, а впоследствии и чуть большие превышения не вызывали прекращение работы.

То есть, с одной стороны, это ответственность на собственнике, с другой стороны, надзорные органы, а конкретно Федеральная служба по технологическому, атомному и экологическому надзору, куда входит горный надзор, должна тоже нести большую ответственность в лице своих сотрудников в случае неадекватного исполнения своих служебных обязанностей.

И есть еще один резерв, хотя он менее значимый, — это принципиально иное отношение угольных профсоюзов к условиям труда своих членов. К сожалению, у нас сейчас много шахт, где таких профсоюзов нет, но, тем не менее, в рамках формирования отраслевых тарифных соглашений, которые утверждает трехсторонняя правительственная комиссия, очень четко должны быть прописаны обязательства работодателя, обязательства государства и относительная безопасность представителей профсоюза, которые принципиально будут отстаивать интересы коллектива.

— Тут мы выходим просто напрямую на человеческий фактор, который играет важнейшую роль. Если говорить о случаях халатного отношения работников на всех уровнях, допустим, и в контрольных органах, как мне кажется, вообще не очень-то много желающих лишний раз спуститься в шахту, если ты не шахтер. С этим как бороться и как здесь наводить порядок?

— Надо вводить систему видеорегистраторов, то есть каждая проверка должна сопровождаться видео-, именно не фото-, а видеофиксацией, чтобы было понятно, какое ответственное лицо какие проверочные действия выполняло, в каком именно месте — сидел ли он в офисе, попивая чаек, перелистывая утвержденные планы технических регламентов, или он действительно проверял, так называемые поверки контрольного оборудования. И подобные видеофиксации проверок должны достаточно длительный срок, допустим, каждые полгода или год, храниться, и лишь затем могут уничтожаться, то есть существует многообразие форм контроля, и здесь при желании, конечно, можно минимизировать число таких трагедий.

— Да, с этим, пожалуй, не поспоришь. А что это за специальный способ угледобычи, о котором Путин говорит, который вроде бы считался безопасным, но есть одна из версий, что эта система дала сбой, и это и привело к катастрофе?

— До заключения комиссии — как правило, комиссия отличается весьма высокой компетенцией, дает достоверные данные — любые выводы будут преждевременными. Считаю, что было бы неправильно их обсуждать.

Вся лента