«Нельзя закрыть библиотеку только потому, что там завалялся Mein Kampf»

Президент ассоциации интернет-издателей, завкафедрой Новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский:«Когда мы выбираем, какой бизнес нам сделать в медиа, мы должны для себя выбрать одну из моделей. Например, мы можем выбрать дайджест или агрегатор. Чем дайджест отличается от агрегатора? Если ты дайджест, то ты собираешь с помощью редакции или каких-то сотрудников лучшие материалы, иногда правишь им заголовки, делаешь подачу и так далее. Если же ты агрегатор, это значит, что у тебя все, в основном, в автоматическом алгоритме работает. Это огромный поток, совершенно другой бизнес, в котором ты зарабатываешь за счет того, что у тебя нет лишних расходов, связанных с людьми. В пределе это означает, что ни "Яндекс", ни Google никогда не будут делать дайджест.

На мой взгляд, это законодательство не зря получило негативную оценку со стороны Министерства связи и коммуникаций. Потому что, с точки зрения индустрии, оно ставит наши бизнесы в медиа в заведомо проигрышные условия в трансграничной среде. Я могу открыть русскоязычный, прошу прощения, агрегатор на Украине, и получается, что его нужно блокировать автоматически? А как узнать, что он агрегатор? А если я никакой статистики наружу не выдаю?

Этот закон просто нереалистичен, неработоспособен, поэтому, мне кажется, что даже нет особого смысла на этом концентрироваться. Он явно сырой, и тема сырая, а, может быть, даже лишняя».

«Люди забывают, что есть еще такая вещь, как интернет-пользователи, которые вообще-то могут ходить куда угодно. Я считаю, что этот закон сделан не для того, чтобы его приняли. Этот закон сделан для того, чтобы дать знак людям, которые держат агрегаторы, что "если что, какой-то такой закон — и плевать на бизнес, будьте осторожны ребята, имейте в виду". У меня такое прочтение этой ситуации. Этот закон не то чтобы очень сырой.

У Роскомнадзора и у Министерства коммуникаций и связи есть целый пакет законов, применяя который они оказываются все время в идиотских ситуациях, все время. "Детский" закон, "антипиратский" — что ни ситуация, какой-то идиотизм. Хотели закрыть RuTracker? Получили отключение правообладателя от фильтрации потока и увеличение аудитории, а если и снижение, то незначительное. Хотели скрыть от детей какую-то тему, в итоге начали редактировать статью и все узнали, что есть не только такие наркотики, но и другие. К какой-то дурацкой теме приковывают внимание, и она становится больше.

Поэтому в этой системе нужно действовать с помощью положительных стимулов, должна быть позитивная программа действий, и для этого тоже делаются всякие шаги вроде Института развития интернета и прочее, просто "сказка быстро сказывается, а дело долго делается". Курс на ограничение интернета складывался на протяжении 10-15 лет и только пять лет реализуется. А курс на позитивное создание каких-то историй в интернете еще не сложился, но когда он сложится, он тоже какое-то время, я надеюсь, нас протащит. Мне кажется, это гораздо лучше позволит контролировать ту же самую повестку дня».

Вся лента