«Юбилей супрематизма на его родине отметили весьма скромно»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич вспомнил самые интересные выставки 2015 года.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Предлагаю вспомнить о самых интересных событиях в мире искусства в 2015 году, самых замечательных, с моей точки зрения, конечно.

Первым событием в мире искусства, поразившим меня в прошедшем году, стала выставка Френсиса Бэкона, открывшаяся в конце января в Санкт-Петербурге в государственном Эрмитаже. Первая прижизненная выставка Бэкона состоялась еще в СССР, в Москве в 1988 году. Сейчас в Питер привозили 25 работ великого неоэкспрессиониста. Все этапы творчества, от раннего распятия 1933 года, до посмертных фотографий его мастерской, сделанных Огденом в 1992. В Москве Бэкон так и не появился.

Весной в столице прошла огромная серия выставок, посвященных 70-летию Победы. Мне запомнились государственная выставка «Награды Второй мировой» в Оружейной палате Московского Кремля, личностная «Война участвует во мне...» в галерее современного искусства Artstory, работы художников-фронтовиков и общественно-ностальгическая Победа в рисунках карикатуры журнала «Крокодил» галереи FotoLoft на «Винзаводе».

В России почти одновременно, осенью прошло сразу три биеннале современного искусства — «Шестая московская», «Третья екатеринбургская индустриальная» и «Первая красноярская». О последней никто не узнал, первая была крайне бесцветной и завершилась раньше времени из-за отсутствия средств. А вот екатеринбургская мне очень понравилась. Особо впечатлил проект, встроенный в Уральский завод химического машиностроения, прямо в действующий цех. Индустриальная природа биеннале была явлена очень зримо.

17 декабря 1915 года в Петрограде открылась выставка «010», на которой впервые было представлено движение супрематизма, собственно, сам «Черный квадрат» Малевича. Юбилей движения, которое буквально перевернуло мировое искусство, на родине супрематизма отметили весьма скромно — невнятной выставкой графики из фондов Третьяковской галереи. Зато в швейцарском Базеле фонд Бейлера разродился грандиозной экспозицией «В поисках 010», где присутствовало треть из 154 аутентичных работ 1915. А рядом расположилась экспозиция всех лидеров современного артпроцесса, вдохновленных Малевичем, «Black Sun» (Черное солнце).

Вся лента