Невидимая и невероятная

Mystery Setting от Van Cleef & Arpels

Полина Круглова

2 декабря 1933 года дом Van Cleef & Arpels получил патент на изобретение нового способа закрепки камней Mystery Setting (в архивах до сих пор хранится документ под номером 764966). Ювелирная фирма, однако, не была пионером в этой области: в 1904 году подобный патент получил бренд Chaumet, а в марте 1933-го и вечный конкурент Cartier, однако именно Van Cleef & Arpels довел технологию до совершенства, сделал ее частью фирменного почерка и подарил миру великое множество необыкновенных украшений. О чудесных свойствах "невидимой оправы" рассказывает рекламный постер 1936 года: "Виден лишь чистый камень, нет ни лапок, которые могут повредить ткань платья, ни металлических ободков, скрывающих блеск камня. Ничто не сможет нарушить гармонию пылающих рубинов и бархатных сапфиров".

Сама техника состоит в следующем. Камни, подобранные по цвету, специальным образом гранятся, чтобы рундисты ("пояски") соседних камней вплотную прилегали друг к другу, а все они вместе составляли цельную цветную мозаику. Под выступающими рундистами делали еще два узких паза. Для этой непростой работы использовали вращающийся чугунный диск, к которому камень подносили на деревянном стержне с наконечником из нагретого воска. Сегодня мастера работают на посыпанном алмазным порошком фрезерном круге с гидроприводом, а стержень оснащен устройством регулировки наклона.

Пока огранщики добиваются идеальной формы камней (на каждый уходит по 1,5-2 часа), специалисты по работе с металлом изготавливают каркас будущего украшения из золота или платины в виде решетки, которая будет видна только с изнанки. Готовые камни последовательно вставляют в конструкцию. При помощи пазов в нижней боковой части они один за другим скользят по металлическим "рельсам" толщиной 0,2 мм и встают каждый на отведенное ему место. В результате образуется идеально ровное драгоценное полотно из плотно уложенных квадратиков. Еще один секрет — так называемая дверца, съемная часть, через которую происходит установка камней, которую потом "закрывают" и накрепко припаивают.

Изначально в технике невидимой оправы украшали исключительно плоские предметы, в первую очередь крышки минодьеров — металлических коробок-клатчей для хранения помады, пудры, мундштука и прочих женских мелочей. Но в мае 1938 года ювелирный дом получил еще один патент. На этот раз изобретение касалось применения Mystery Setting на любых сколь угодно изогнутых поверхностях и объемных формах. Драгоценные "клеточки" рубинов и сапфиров (изумруды в силу большей хрупкости использовали крайне редко) покрыли выгнутые звенья браслетов Ludo, шары и сферы, гибкие "ленты", пышные "банты" и пачки знаменитых ванклифовских балерин, а также природные формы — лепестки, листья, крылья птиц. Первые объемные драгоценности в технике невидимой оправы появились уже в 1937 году: великолепная брошь в виде пиона из золота и платины с рубинами и бриллиантами и брошь-хризантема с изогнутыми рубиновыми лепестками. Уже более 80 лет "таинственная", или невидимая, оправа остается одним из самых впечатляющих ювелирных ноу-хау XX столетия. И техника эта развивается: так, в 2014 году Van Cleef & Arpels представил первую брошь Libellule с двусторонней невидимой оправой, а в коллекции нынешнего года Seven Seas появилась брошь-дракон с закрепленными в технике невидимой оправы камнями огранки "маркиза". Весьма себе видимый прогресс.

Вся лента