Переоценка жизни

Сколько будут платить пострадавшим на транспорте

Крушение лайнера А321 заставило законодателей увеличить лимит по страхованию членов экипажа в 10 раз — до 1 млн руб. Тем временем страховщики предлагают распространить выплаты в 2 млн руб. на компенсации каждому пострадавшему при перевозке любым видом транспорта. Минфин, в свою очередь, считает, что страховая "цена жизни" в РФ должна со временем дорасти до 5 млн руб.

ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВА

На борту самолета, выполнявшего 31 октября рейс Шарм-эш-Шейх--Санкт-Петербург, находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Ответственность перевозчика перед пассажирами была застрахована в "Ингосстрахе". Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), работающий в РФ с 2013 года, устанавливает выплаты в размере 2 млн руб. за каждого погибшего пассажира. При этом страховая выплата родственникам погибших членов экипажа регулируется статьей 132 Воздушного кодекса, по которой возмещение установлено в размере не менее 1 тыс. МРОТ, что составляет 100 тыс. руб.

Экипаж А321 был застрахован в компании "Альянс". По словам заместителя гендиректора страховщика Сергея Худякова, выплаты досрочно были произведены родственникам всех семи погибших. Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) еще весной направил в Минфин поправки, уравнивающие экипажи и пассажиров в размере страховой выплаты. Однако только после катастрофы А321 законодатели вернулись к этому вопросу. В ноябре в Госдуму был внесен законопроект, по которому лимит для членов экипажа предлагается увеличить в 10 раз — до 1 млн руб., что вдвое меньше страховой "цены" пассажира.

Президент НССО Андрей Юрьев уверен: лимит выплат в 2 млн руб. следует распространить и на пассажиров, которые купили билеты у иностранных перевозчиков, но попали в ДТП на территории России. По его мнению, нормы закона об ОСГОП должны действовать и для некоммерческих перевозчиков, например для школьных автобусов, для автомобилей скорой помощи.

Пока страховые выплаты положены не на всех видах транспорта. Так, метрополитен договоры страхования своей ответственности не заключает, в законе об ОСГОП у него особый статус. Однако имущество метрополитен страхует — в этом году конкурс на его страхование на 855 млрд руб. выиграл "Росгосстрах". В НССО уверены, что крупный перевозчик "не должен быть исключением из общей практики".

В свою очередь, в Минфине считают, что страховая "цена" жизни гражданина должна со временем стать не только единой, но и более высокой. "Мы изучаем полученные недавно исследования кафедры прикладной социологии Финансового университета при правительстве РФ, по которым страховые оценки жизни составляют 4,5-5 млн руб.",— рассказала "Деньгам" заместитель главы департамента по финансовой политике Минфина Вера Балакирева. По ее словам, в министерстве понимают, что повышение страхового лимита выплат потребует роста тарифов, поэтому в современных кризисных условиях Минфин не будет торопиться менять закон об ОСГОП для увеличения страхового возмещения. "Сиюминутных мер мы принимать не будем,— говорит госпожа Балакирева,— но нас эта тема интересует с точки зрения подготовки изменений законодательства в дальнейшем".

И инициативы законодателей по повышению безопасности пассажиров этим не ограничиваются. Минтруд подготовил законопроект о введении лицензирования для перевозок более восьми пассажиров по заказу либо для обеспечения собственных нужд организации. Еще одно новшество проекта — запрет на перевозку пассажиров в ночное время на автотранспорте без тахографа.

Тем временем перевозчики исполняют закон об ОСГОП без особого рвения. По данным НССО, за первые 9 месяцев 2013 года страхование гражданской ответственности перевозчиков принесло страховым компаниям 3,5 млрд руб. премии, за аналогичный период 2014-го — 3,3 млрд руб. А за январь--сентябрь текущего года участники рынка собрали 2,9 млрд руб.

Основная причина падения сборов на рынке, по словам страховщиков, заключается в том, что ряд перевозчиков занимаются профдеятельностью без договора страхования. "Такие факты регулярно выявляются Ространснадзором,— рассказывает вице-президент группы "Ренессанс Страхование" Владимир Тиняков.— В первую очередь это касается владельцев маршруток. Определенным препятствием для развития рынка также является отсутствие механизмов контроля соответствия статистической информации, которую перевозчик подает в Росстат и страховщику для определения тарифа. А тариф зависит от количества перевезенных пассажиров для некоторых перевозчиков".

Правда, как отмечает глава управления личного страхования и страхования в туризме компании "РЕСО-гарантия" Элина Мелик-Пашаева, "в конце весны — начале лета 2015 года значительно увеличилась активность инспекторов Ространснадзора по проверке наличия договоров страхования у перевозчиков; вследствие этого охват страхованием сильно вырос, в первую очередь по городским регулярным, а также междугородным и международным автобусным перевозкам". По состоянию на конец ноября 2015 года договоров ОСГОП было заключено более 40 тыс. Прогноз общего роста договоров страхования в 2015 году — 13%.

Согласно статистике НССО, количество застрахованных пассажиров на текущий момент уже превысило показатели 12 месяцев 2014 года (12,9 млрд пассажиров в 2015-м против 12,8 млрд в 2014-м). Основной рост наблюдается по автобусным перевозкам (на 344 млн пассажиров) и по водному транспорту (на 1,3 млн пассажиров). В 2015 году выплачено страховщиками по ОСАГО 626 млн руб., что меньше выплат 2014-го (655 млн руб.). Основные выплаты приходятся на вред, причиненный здоровью,— 65,8%. "Большинство перевозчиков страхует свою ответственность только на те минимальные суммы, которые требуются по законодательству,— отмечает заместитель гендиректора "Энергогаранта" Антон Легчилин.— Поэтому после серьезных аварий и катастроф пострадавшие не всегда могут получить возмещение ущерба в полном объеме — если это касается имущества, или же получить какие-то серьезные суммы, которые могут помочь наследникам в случае потери кормильца, при выплатах по смерти или инвалидности".

Вся лента