В тяжелых условиях

Рейтинг

Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

За январь--сентябрь 2015 года объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на четверть по сравнению с прошлогодним за тот же период и составил 385 млрд руб. В третьем квартале текущего года лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в первом полугодии (около 30%). Поддержали рынок сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, а также последовательное снижение ключевой ставки ЦБ РФ, позитивно отразившееся на стоимости фондирования. Меньшее падение суммы договоров лизинга (-22%) по сравнению с новым бизнесом связано, в частности, с увеличением сроков лизинга вследствие снижения размера ежемесячных платежей по просьбе клиентов.

Размер лизингового портфеля практически не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. на 1 октября. Однако объем полученных лизинговых платежей продолжает с 2014 года превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками рынка сокращения портфеля не произошло из-за роста объема реструктурированной задолженности (с 15% на 1 января до 18% на 1 октября, по оценке агентства) и переоценки валютных договоров лизинга.

По итогам девяти месяцев 2015 года лидером рынка по объему нового бизнеса стал "ВТБ Лизинг", до того занимавший первое место в 2009 году. Возглавить рэнкинг компания смогла за счет крупных авиасделок, на которые пришлось около 60% нового бизнеса лизингодателя. На вторую позицию, уступив лидеру около 2 млрд руб., переместился "ВЭБ-лизинг". С пятого на третье место поднялся "Сбербанк Лизинг", показавший прирост нового бизнеса на 75% (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года). В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38% всего объема нового бизнеса.

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в "розничных" сделках существенно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55% до 47% за три квартала 2015 года, а в топ-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале.

За январь--сентябрь 2015 года доля крупнейшего сегмента — автолизинга — достигла около 37% (32% за девять месяцев 2014 года), однако в абсолютном выражении сегмент сократился на 16%. Железнодорожная техника ввиду профицита парка вагонов продолжает терять позиции: доля сократилась с 25% до 16%, а объем нового бизнеса с данным имуществом упал на 53%. Среди крупнейших сегментов прирост продемонстрировал только авиализинг (+29%), доля которого в новом бизнесе выросла с 12% почти до 22%. Ключевое влияние на позитивную динамику данного сегмента оказала поддержка государства посредством субсидирования лизинга российских самолетов (в том числе Sukhoi Superjet 100). При этом более 90% нового бизнеса в авиасегменте приходится на госкомпании.

Прочие сегменты рынка (без учета ж/д- и авиатехники) за девять месяцев 2015 года суммарно сократились на 26% против роста (+13%) годом ранее. Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX ("Эксперт РА") в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 7 (годом ранее — 11).

Спад в экономике России привел к заморозке проектов по обновлению основных фондов, вследствие чего падение спроса на лизинг длится с 2013 года. Дополнительный удар по спросу клиентов нанесло повышение ключевой ставки Банком России в конце прошлого года. Несмотря на ее постепенное снижение, ставки по кредитам нефинансовому сектору, в том числе лизинговым компаниям, остаются на высоком уровне относительно докризисной ситуации. Высокая стоимость заемных средств снижает экономическую привлекательность лизинга для потенциального клиента и приводит к сокращению новых лизинговых договоров и маржинальности лизингового бизнеса. По оценке агентства, за прошедшие 12 месяцев средняя маржа (разница между величиной ставок по лизинговым платежам и привлеченным под реализацию лизинговой сделки средствам) лизинговых компаний снизилась 4,3% до 3,7%.

На лизинговый рынок также все большее негативное влияние оказывает снижение платежеспособности клиентов. Помимо невысокой платежной дисциплины клиентов из розничного сегмента к значительному росту проблемной задолженности (остаток платежей к получению по сделкам с просрочкой более 60 дней в портфеле на дату) на рынке привели банкротство и технические дефолты крупных компаний ("Трансаэро", СУ-155, "ЮТэйр" и др.). На 1 октября объем проблемных сделок составил около 12% портфеля, двумя годами ранее он был меньше 4%.

Ухудшение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. Согласно данным компаний, за девять месяцев 2015 года объем изъятой техники составил около 53 млрд руб., что почти на 90% больше, чем за девять месяцев 2013 года. Около 90% изъятого, как правило, идет на вторичный рынок. "Лизинговые компании сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью",— отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК. Стоит отметить, что лизингодатели вынуждены избавляться от изъятого оборудования с дисконтом. Поэтому убытки по статье от реализации основных средств сегодня все чаще фигурируют в финансовых отчетах лизинговых компаний.

Сокращение объема новых договоров лизинга, подорожавшее фондирование и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так, рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 года в среднем по рынку составила 6,2%, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Рентабельность активов за январь--сентябрь составила меньше 1% (двумя годами ранее 1,6%).

В целях снижения давления на рентабельность бизнеса лизинговые компании вынуждены были проводить оптимизацию расходов. Как правило, компании урезали бюджеты на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сети структурных подразделений. Произведено сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, а головные офисы переведены в помещения с меньшей арендной платой. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась почти на 25% и составляет сейчас около 10,1 тыс. человек.

Помимо оптимизации расходов сегодня перед компаниями стоит задача поддержания уровня ликвидности, так как при сокращении объема лизинговых сделок и росте доли краткосрочных обязательств в пассивах лизингодателей (с 24% до 40% за период с 1 июля 2011 года по 1 июля 2015 года) особо остро стоит проблема "догоняющего" НДС. "Проблемы с ликвидностью в результате эффекта "догоняющего" НДС действительно имеют место,— отмечает Владимир Добровольский.— Сегодня важно если не наращивать лизинговый портфель, то хотя бы поддерживать его на стабильном уровне". Лизингодатели, портфель которых существенно сократился, не способные поддерживать его объем и качество, вынуждены рассчитывать на финансовую поддержку собственников. В случае отсутствия такой возможности может последовать банкротство лизинговой компании.

Согласно базовому прогнозу RAEX ("Эксперт РА") на 2015 год, объем нового бизнеса составит около 510 млрд руб. (-25%). Этот прогноз предполагает, что ж/д сегмент сократится на 50% по отношению к 2014 году. В авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов и перезаключения договоров на самолеты "Трансаэро" прирост составит около 20% (без господдержки сжатие сегмента составило бы около 20%). Негативные тенденции сохранятся в крупнейшем сегменте — автолизинге, в результате его сокращение составит около 20%. Сжатие прочих сегментов рынка составит около 30%.

Динамика рынка лизинга в 2016 году во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг.

Руслан Коршунов, ведущий аналитик по банковским рейтингам RAEX ("Эксперт РА")

Рейтинг лизинговых компаний: 20-ка лучших


N

Наименование ЛК
Количество
новых
заключенных
договоров за
9 мес. 2015
года, шт.
Количество
новых
заключенных
договоров за
9 мес. 2014,
шт.

Темпы
прироста
1ВЭБ-лизинг1635923272-29,7%
2ВТБ Лизинг15458147225,0%
3Европлан1160021897-47,0%
4Балтийский лизинг58385864-0,4%
5Carcade Лизинг56249648-41,7%
6РЕСО Лизинг43625728-23,8%
7Фольксваген Груп Финанц2839232522,1%
8Сименс Финанс25872701-4,2%
9Элемент Лизинг22234539-51,0%
10Мэйджор Лизинг17651835-3,8%
11Стоун-XXI17192145-19,9%
12Сбербанк Лизинг16601969-15,7%
13Юникредит Лизинг и Локат
Лизинг Руссия
12701773-28,4%
14Ураллизинг10241126-9,1%
15Контрол лизинг7361336-44,9%
16Система Лизинг 24688957-28,1%
17Соллерс-Финанс655869-24,6%
18Лизинг-Трейд6156140,2%
19Челиндлизинг49539724,7%
20КамАЗ-Лизинг4724563,5%
 Всего по рынкуНе менееНе менее-25,0%
90000120000

Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели9 мес.
2012
20129 мес.
2013
20139 мес.
2014
20149 мес.
2015
Объем нового бизнеса
(стоимости имущества), млрд
руб.
555770583783522680385
Сумма новых договоров
лизинга, млрд руб.
965132094013007541000590
Объем полученных лизинговых
платежей, млрд руб.
380560520650550690465
Объем профинансированных
средств, млрд руб.
434640460780505660400
Совокупный портфель
лизинговых компаний, млрд
руб.
2350253026502900295032002950
Доля лизинга в ВВП, %2,11,91
Индекс розничности, %*2628323545 4445

Источник: RAEX ("Эксперт РА"), по результатам анкетирования ЛК.

*Индекс "розничности" рынка лизинга рассчитывается RAEX ("Эксперт РА") как суммарная доля "розничных" сегментов в объеме нового бизнеса. К "розничным" сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.

Вся лента