"Корпоративный бизнес остается локомотивом прибыльности"

мониторинг

АНДРЕЙ БОГУСЛАВСКИЙ, заместитель председателя правления Абсолют-банка, отмечает, что сейчас ключевая задача для банков не только сохранение прибыльности и качества портфеля, но и тонкая подстройка в условиях падающего рынка.

Андрей Богуславский подчеркивает, что, несмотря на задачу сохранить уровень качества портфелей и снизить уровень рисков, банки готовы рассматривать новых заемщиков

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

"Хороший заемщик"

— Продолжается процесс сжатия финансовой системы: даже из топ-100 реально кредитовать бизнес готово не более 30-40 банков. Вопрос: на каких условиях возможно сохранение или даже развитие корпоративного кредитования?

— Банковский бизнес по объективным причинам не дает сейчас той рентабельности, которая была, например, в середине 2000-х. Для новых игроков сейчас не самое лучшее время для развития корпоративного бизнеса. Однако те участники финансового рынка, чей портфель в этом сегменте превышает 100 млрд руб., как, например, у нашего банка, имеют возможность работать на этом рынке и дальше. Тем более что корпоративный бизнес все еще остается локомотивом прибыльности многих российских банков. В том числе Абсолют-банка.

На падающем рынке у всех банков независимо от их величины капитала и активов сокращается маржинальность корпоративного портфеля. Очевидный факт! Поэтому сейчас ключевая задача для реальных игроков рынка — сохранить прибыльность портфеля. Банки, которые и раньше фокусировались на корпоративном сегменте, научились работать с клиентами в сложных условиях еще со времен прошлого кризиса. И этот год добавил нам опыта в антикризисном взаимодействии с нашими партнерами. Для банков на первый план вышло качество портфеля, а не показатели его роста. И в этой связи необходимо основное внимание уделять не только мониторингу финансового состояния клиентов и управлению залогами, но в целом глубоко анализировать тенденции рынков, на которых работают клиенты, контролировать движение его денежных потоков. Отраслевая экспертиза дает нам возможность без привлечения дополнительных ресурсов проводить более глубокий и детальный анализ состояния компаний. Кредитные аналитики сейчас востребованы.

— Какие компании оказались в 2015 году в так называемой зоне риска?

— Фактически в ней оказались все проекты, так или иначе связанные с инфраструктурным строительством, девелопментом, оптовой торговлей, с импортом товаров потребления. Причина — увеличение рисков и череды банкротств в этих отраслях. Очевидно, что компании из вышеперечисленных отраслей не могут получить кредит или документарный продукт в другом финансовом институте и в итоге вынуждены работать со своими действующими банками-партнерами. Но даже в этом случае требования к ним в течение этого года ужесточились, банки ввели в отношении их дополнительные процедуры мониторинга и финансового контроля.

Тем не менее предложение денег на рынке есть. Но еще раз: оно доступно не для всех компаний, поскольку риски поставлены во главу угла.

— То есть в кризис большинство банков сосредоточились на своей действующей базе клиентов и, по сути, уже не пытаются привлекать новых?

— Не совсем так. Несмотря на задачу сохранить уровень качества портфелей и снизить уровень рисков, банки готовы рассматривать новых заемщиков. В категорию "хороших заемщиков" попадают клиенты, чей бизнес не находится в начальной стадии крупных инвестиционных проектов с низким уровнем доходности, нет высокой кредитной нагрузки на бизнес, портфель проектов диверсифицирован, то есть нет зависимости от одного поставщика или одного канала продаж.

Как раньше, так и теперь перед банками стоит задача показать рост доходности на капитал с пониманием того, что на растущем рынке можно кредитовать те же строительные и девелоперские компании, поскольку рынок растет. Маржинальность таких проектов была в пределах 30-40%. В нынешних условиях рынка акценты смещаются на клиентов, которые имеют внутреннее локальное производство потребительских товаров в массовом сегменте и продуктов питания, или, например, машиностроение. Пусть даже не в крупных объемах. Эти условия — своеобразный гарант того, что для таких компаний будут созданы условия государственной поддержки, что, в свою очередь, минимизирует риски кредиторов.

Фокус с настройкой

— На ваш взгляд, 2015 год для корпоративного бизнеса банков стал годом выживания или появились все-таки новые точки роста?

— Сейчас происходит активный процесс переформатирования самого рынка. Кто-то теряет долю рынка, кто-то банкротится, а кто-то попадает под слияния и поглощения. Как банки, так и компании, которые они финансируют.

Сжатие рынка прямо пропорционально отражается на сжатии бизнеса компаний. Часть компаний уже ушла с рынка, как мы и прогнозировали в конце прошлого года, еще часть консолидировалась. При самых оптимальных сценариях речь шла о сохранении доли рынка при падении объемов бизнеса. Этому способствует грамотный менеджмент, который успевает выстроить модель управления и бороться с внутренними издержками таким образом, чтобы сохранить долю рынка, сохранить своих покупателей и выйти из убытков. Новых точек роста, на мой взгляд, пока не появилось.

— В 2016 год мы входим с теми же санкциями, теми же проблемами фондирования, нестабильной внешнеполитической ситуацией. Компании год жили в этих условиях. Что дальше?

— Мы увидим дальнейшую консолидацию. Реализацию проектов в рамках импортозамещения, причем не только в высокотехнологических секторах, а в нишах производства простых потребительских товаров. Корпоративным клиентам в этой части будет оказываться определенная поддержка. Идет процесс фокусной настройки. Мы не отрицаем возможности выдачи длинных кредитов, но при рассмотрении инвестиционных проектов более внимательно относимся к стресс-сценариям этих проектов.

— Можно ли говорить о том, что в конце года корпоративное кредитование по сравнению с концом прошлого года вышло из стадии заморозки?

— В начале года мы находились в ситуации большей неопределенности. Все предыдущие кризисы носили достаточно краткосрочный характер. Так, в середине 2009 года уже было понятно, какой разворот произошел, куда дальше будет двигаться рынок капитала. Сейчас же продолжается процесс падения всех основных рынков.

При этом темпы сжатия секторов к концу года стали для нас более понятны: идет органическое снижение, которое можно прогнозировать. Отсутствие волнообразных скачков и относительная предсказуемость динамики позволяет просчитывать горизонты длиной в полгода-год. Сейчас банки могут строить стресс-сценарии более четко, чем в начале года, и понимать какие резервы им создавать.

— Изменилась ли кардинально система оценки компаний в 2015 году для вашего банка?

— Система не изменилась, изменились критерии, настройки и глубина анализа.

Обменная ставка

— Каким образом банки мониторят клиентов, чтобы понять реальное положение дел в компании?

— Это осуществляется силами сотрудников банка через различные каналы получения информации. Как правило, без привлечения внешних структур.

— Что банки ждут от компаний?

— Информационной открытости и финансовой прозрачности прежде всего. Банки ждут адекватного менеджмента компаний. Банк хочет от бизнеса прежде всего понимания роли и места компании на рынке. Все это позволяет предложить не только более подходящие условия, но и обеспечить поддержку в кризисных ситуациях. Банк регулярно отмечает и указывает клиентам на узкие места в их бизнес-моделях, а задача компаний прислушиваться к этим замечаниям вовремя, что в конечном итоге выгодно для бизнеса, как заемщика, так и кредитора.

— Как изменялась доходность депозитов в условиях сокращения рынка для клиентов?

— Рынок в этом сегменте меняется постоянно, равно как и ликвидность на межбанковском рынке. В конце 2014 — начале 2015 годов мы наблюдали кризис ликвидности.

— Какая ситуация будет в 2016 году с гарантиями и субсидиями государству под кредитование бизнеса для коммерческих банков?

— Банки активно пользуются предоставляемыми продуктами Агентства кредитных гарантий и МСП-банка. И в будущем году, скорее всего, продолжат использовать эти инструменты для финансирования инвестиционных программ. Во всяком случае, сегмент среднего бизнеса активно использует эти продукты. Банки также рекомендуют бизнесу структурировать свои потребности в кредитных средствах с использованием этих продуктов с целью диверсификации рисков и удешевления фондирования.

— Увеличивается ли в кризис роль рейтингов для компаний. Насколько рейтинги помогают в получении кредита для компаний? И насколько данные рейтинга являются объективным рыночным индикатором для банков?

— Для российских банков рейтинги компаний не являются решающим фактором или ключевым аргументом по той причине, что оценка агентства, как правило, базируется на изучении РСБУ отчетности. В кризисных условиях наличие рейтингов не исключает возникновения рисков в моменте. Как правило, такие рейтинги составляются на основании публичной отчетности компаний. Но она не может выступать для банка полноценным базисом для построения устойчивой бизнес-модели. Сами кредиторы имеют возможность более глубоко анализировать состояние бизнеса, работать с расшифровками статей баланса, получая более оперативную информацию о финансовом состоянии клиента. Кроме того, банковский мониторинг осуществляется постоянно, что дает возможность вовремя принять превентивные меры для минимизации рисков.

— Есть ли смысл в создании неких неформальных банковских объединений, которые будут обмениваться информацией (просрочка, аналитика по компании) о корпоративных заемщиках?

— Такой обмен информацией происходит и сейчас в плоскости личных взаимоотношений между банками. На первый план выходит уровень взаимного доверия и компетенции. Обязать игроков обмениваться информацией, наверное, возможно, но здесь важно учитывать конкурентную среду, поскольку в процессе такого общения станут прозрачными уровни процентных ставок, величина качества обеспечения и другие закрытые нюансы. Ситуация, когда в портфеле одного клиента присутствуют несколько банков, конечно, вынуждает "сверять часы", но зачастую это происходит только в кризисных ситуациях или в тех случаях, когда, по мнению банков, "клиент что-то недоговаривает". Кредитный договор — это не статичный инструмент. Банки могут менять условия по договоренности с клиентами. Клиенты сами часто инициируют изменение условий кредитования, сталкиваясь с реалиями, меняют залоги, происходит перетекание из одних продуктов в другие и так далее.

— Реально кредитующих банков, работающих в сегменте корпоративного бизнеса, осталось не так много. Какие будут тенденции в 2016 году?

— С уходом иностранных игроков высвобождаются ниши на рынке. Но российский капитал не стремится зайти туда, поскольку желающих инвестировать в падающий рынок крайне мало. Именно поэтому в 2016 году на рынке, скорее всего, сохранится нынешняя расстановка сил: работу продолжат те самые 30-40 банков, которые могут и знают, как сохранить текущий портфель клиентов и его рентабельность.

Записал Олег Трубецкой

Вся лента