«У нас потребитель платит всегда и за все»

Российские виноделы предлагают ввести сбор с продажи алкоголя в розницу

Продажу алкоголя в розницу предложили обложить специальным сбором. С такой инициативой выступил президент «Союза виноградарей и виноделов России» Леонид Попович. Размер отчисления составит 1,5% от розничной стоимости единицы алкогольной продукции. Президент «Союза виноградарей и виноделов России» Леонид Попович ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

— Расскажите подробнее о своей инициативе?

— Мне очень приятно, что наши слова интерпретируются прессой таким образом, что это вроде как решенный вопрос. На самом деле, 17 октября прошел Всероссийский саммит виноградарей и виноделов России, на котором, можно сказать, прошел мозговой штурм по поводу того, как выполнить задачу, которую ставит государство перед виноградарями и виноделами России по поставке большого количества виноградников и осуществлению импортозамещения. Для того чтобы это произошло, надо вложить очень много денег. Гектар виноградника сегодня стоит примерно от 1 млн до 1,5 млн руб., посадить и вырастить в течение четырех-пяти лет. Мы искали варианты, как сделать так, чтобы эти деньги откуда-то появились на время, в кредит, навсегда, в качестве субсидий. И было несколько моментов: например, мы вспомнили историю, что с 1992 по 1996 год в соответствии с указом Бориса Николаевича Ельцина 50%, собираемых в регионах, оставлялось на развитие виноградарства, именно это позволило отрасли не умереть в те непростые годы.

Сейчас был вспомнен опыт соседнего государства, который придумал облагать определенным сбором продаваемую каждую бутылку. Были предложения «давайте рубль с бутылки или процент» или еще что-то такое, и суть решения состоит в том, что мы сейчас будем готовить некие предложения. Эти предложения будем обсуждать с министерствами и ведомствами, с Государственной думой, и после того, как обсудим все это, уже можно будет говорить, что мы предлагаем, потому что такой тупой сбор установить 1,5% — это счастье бы было, но мы отдаем себе отсчет, что этого никогда не будет в таком виде.

— Вы мыслите на перспективу. Мы говорим сейчас о винах российского производства, правильно? Каков сейчас процент российских вин на прилавках?

— Процент российских вин на прилавках составляет на сегодняшний день порядка 73%. Порядка 23--25% на прилавки завозится бутылированное вино из других стран. Потому что все, что сделано в России, считается российским. Я ответил абсолютно точно, как вы и спросили. Но есть другой вопрос: а все ли это вино, произведенное в России, производится из винограда, выращенного в России? И я вам отвечаю: нет, ровно половина. Потому что у нас виноградников хватает только на половину. Еще половину мы завозим из винограда, выращенного в Испании, в Италии, в Аргентине, здесь это вино разливается по российским законам и считается российским.

--Но повышая объем виноградников, в дальнейшем вы хотите выйти таким образом на более высокий процент импортозамещения, правильно?

— Да, конечно. Потому что такая задача поставлена.

— В целом, как вы считаете, ваша инициатива носит достаточно долгосрочный характер, очень большое время на это понадобится?

— Да, поймите, виноградарство — это инвестиционно самая длинная отрасль в сельском хозяйстве. От момента, как вы решили сделать прекрасную бутылку собственного вина, и до момента, когда она появится, у вас пройдет семь-девять лет. Вам надо будет за это время посадить виноградник, вырастить виноградник, потом сделать вино, выдержать вино и так далее. Это очень длинно, очень долго. Мы и привыкли планировать надолго.

— Соответственно, сейчас вы хотите ввести этот сбор на существующие вина, чтобы в дальнейшем вложиться?

— Мы хотим сейчас договориться с государством, чтобы каким-то образом найти источник финансирования посадки. Может быть, это будет не вино обкладываться, а водка, может, пиво, может быть, импорт, может быть, газированная вода, я еще не знаю. Вопрос в том, как государству начать вместе с нами поиски источника, который принесет гораздо больше налогов, чем будет вложено в него, потому что мы платим очень много налогов, наша отрасль, поэтому мы об этом сказали, мы видим так. Давайте обсуждать.

— Размер сбора?

— Размер сбора должен быть адекватен объему поставленной перед нами задачи по посадке. Может быть, это даже будет 0,5%, если это будет распространено на все виды алкогольной продукции.

— Как это отразится на потребителях?

— Все, как обычно. У нас ведь потребитель платит за все, даже за рекламу, которая звучит на вашем канале, все равно в конечном итоге всегда платит потребитель.

— Не слишком ли?

— Нет, а у нас нет другого, потребитель платит всегда и за все, он должен это понимать. Любая придумка кого бы то ни было, где бы то ни было — всегда платит потребитель. Но, оплачивая это, он получает взамен много высококачественного товара, и, кстати, получает развитие отрасль, которая тоже будет платить большие налоги, которые позволяют потребителю потреблять что-то через бюджет.

— Вы хотите использовать все средства, чтобы привлечь к финансированию и потребителей, и государство попробовать тоже привлечь?

— Да.

— Что же мелочиться?

— Ну конечно. Мы, как сказать, сейчас смотрим и просим всех помочь решить ту задачу глобальную, которую поставило государство, потому что без какой-то помощи, а во всех странах выстроено виноградарское виноделие таким образом, что на стадии посадки и выращивания винограда в этом активно участвуют не только деньги бизнеса, и даже если деньги бизнеса участвуют, то они всегда в каком-то льготном режиме. Потому что все кредиты под сегодняшние проценты абсолютно нереальны для посадки виноградника.

Вся лента