ЧАСЫ В ДОРОГЕ

CHOPARD НА ГОНКЕ MILLE MIGLIA

АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ

Итальянскую Mille Miglia называют самой красивой гонкой мира.

— Но разве это соревнование? — спрашиваю я у сопрезидента швейцарской мануфактуры Chopard Карла-Фридриха Шойфеле.— Раньше на всю дистанцию отводилось менее суток, теперь ее проходят за целых три дня. Какие же это гонки, это просто дефиле какое-то?

Конечно, дефиле. Только представьте себе четыре сотни прекрасных автомобилей 1920, 1930, 1940 и 1950-х годов, мечту любого коллекционера, на итальянских дорогах и улицах Мантуи, Сиены, Лукки, Пизы, Болоньи, Падуи, Феррары.

— Главное все-таки красота,— отвечает Шойфеле,— спешить некуда, машины стареют, и дороги уже совсем не те. На трассе Mille Miglia в сто раз больше машин, чем в 1950-е, и участники гонок движутся в ежедневном итальянском трафике. Но при этом, уверяю вас, это гонка, а не увеселительная прогулка.

Знаменитая Mille Miglia начинается и завершается в итальянской Бреши. Машины стартуют в шесть вечера на окраине города и летят в Рим. Дистанцию в 1,6 тыс. км, или 1 тыс. миль, они проходят примерно за три дня и возвращаются обратно к полудню. Карл-Фридрих Шойфеле — один из деятельных поклонников Mille Miglia. Он рассказывает, что в первый раз приехал сюда просто зрителем, но "был ранен в самое сердце красотой этой гонки". Шойфеле, как и его отец,— страстный собиратель старинных автомобилей. И уже на следующий 1988 год он не только вышел на трассу на одном из лучших экземпляров своей коллекции, но и стал поддерживать Mille Miglia как спонсор и партнер. Дело в том, что не меньше автомобилей Карл-Фридрих Шойфеле любит часы.

Каждый раз Chopard выпускает специальные часы, посвященные гонке. Их получают все участники, и за ними гоняются часовые коллекционеры, потому что с годами они становятся только дороже, как коллекционное вино. Важнейшая новость: в этом году все Mille Miglia 2015 Race Edition оснащены собственным мотором — мануфактурным "автоматом" 01.08-C. Все это сертифицированные хронометры в 43-миллиметровом корпусе из стали или розового золота, спроектированные с тем же вниманием к красоте, с которым придумана гонка. Разумеется, на красном циферблате рядом с окошком даты есть ее логотип в виде знака-указателя, вроде тех, что были расставлены вдоль первой трассы.

Гонка проходила с 1927 года каждую весну — и всего с двумя перерывами. Первый пришелся на начало 1940-х, то есть на Вторую мировую. Второй — на конец 1950-х. В 1957 году на трассе произошла катастрофа. Маркиз Альфонсо де Портега, руливший Ferrari 290MM, пробил покрышку, не удержал автомобиль на трассе, влетел в толпу зрителей, погиб сам и убил еще 11 человек, в том числе и своего напарника Эдмонда Нельсона. После этого гонку запретили. Было решено, что трасса слишком опасна для соревнований, а пилоты в погоне за победой не соблюдают никаких правил безопасности. Но как можно усадить человека за руль гоночного болида и сказать: "А теперь поезжай-ка помедленнее, не гони"?

Это был конец исторической Mille Miglia. За 24 года к ней привыкли, ее полюбили, и известие о ее закрытии оставило ностальгию по "la corsa piu bella del mondo" — "самой красивой гонке мира". Двадцать лет спустя красавицу разбудили, но уже в виде почти музейного соревнования. Организаторы установили правила, которые сделали Mille Miglia Storica культовой для всех автомобильных фанатов: к участию допускаются только те машины, которые выходили или могли выйти на знаменитую трассу с 1927 по 1957 год. Никаких усовершенствований и тем более копий.

В любимой итальянской гонке участвуют американцы, японцы, австрийцы, швейцарцы, бельгийцы, британцы, арабы, китайцы, аргентинцы, австралийцы. Русских на Mille Miglia 2015 целых три экипажа. Михаил Опенгейм и Павел Панковский выступили на итальянской машине О.М. Officine Meccaniche 1929 года, ровеснице первых Mille Miglia. На гонке 1927 года все победители рулили на О.М. Андрей и Татьяна Панковские вышли на старт на еще более почтенной Alfa Romeo 1925 года. Alfa Romeo с 1928 года побеждали на Mille Miglia, а в 1930-м заняли три призовых места. Как и все ветераны, они стартуют среди первых номеров. Георгий Беджамов и Алина Золотова заявлены на Mecedes-Benz 1955 года, они стоят ближе к концу списка.

Но интернациональный состав не меняет главного правила. Оно заключается в том, что гонка все-таки придумана горожанами славной Бреши, и придумана для местных жителей, а вовсе не для телевизионных каналов и спонсоров. Именно гонщики здесь хозяева события, а не статисты для развлечения туристов, которых к вечеру в городе становится втрое больше обычного. В основном это группы поддержки — гости самих гонщиков, родственники, друзья и люди, давно и прочно заболевшие Mille Miglia. В каждом городе машины встречают восторженные толпы болельщиков, привыкших делать это каждый год. История классической Mille Miglia — замечательная, история новой Mille Miglia — поучительна. Италия, бесконечно богатая своим прошлым, смогла внести в списки своего наследия и события ХХ века, сделав их такими же притягательными, как памятники Ренессанса. Рев мотора пробуждает музейные итальянские города точно так же, как звуки труб, исходящие от костюмированных процессий.

Вся лента