«Арктический туризм требует создания инфраструктуры»

Иностранные путушественники заинтересовались российским севером

Примерно половина из 70 тыс. человек, которые ежегодно посещают норвежский Шпицберген, желают съездить и на Землю Франца-Иосифа. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Сейчас, по его словам, российские арктические регионы получают от туризма не более 1% доходов. Подробности — у Альбины Хазеевой.

В этом году Землю Франца-Иосифа посетили почти 2 тыс. туристов. Для российского архипелага это рекордный показатель. Приезжают в основном граждане Китая, Германии и Швейцарии. Потенциал этой территории, по оценке Ростуризма, — 80 тыс. человек ежегодно. Правда, доля россиян среди них еще долго будет небольшой. Внутреннему туристу Арктика не по карману, отметил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

«Среди наших соотечественников отправиться туда могут лишь те, кто имеет доходы гораздо выше среднего. Все-таки развиваются у нас в основном массовые направления. У нас более 70% хотят куда-то поехать, и только около 40% куда-то едут», — пояснил Барзыкин.

Одно из перспективных туристических направлений в Арктике — организация круизов по Северному морскому пути, уверены в Ростуризме. Предполагается, что пассажиры будут посещать и Шпицберген, и Землю Франца-Иосифа. Эксперты сомневаются в том, что это принесет заметный доход российскому региону. «Круизные» туристы тратят деньги в основном на борту лайнеров, а они принадлежат иностранным компаниям. В России таких кораблей практически не осталось. Турпоток из-за рубежа, в свою очередь, ограничивает строгий пропускной режим — иностранцам очень сложно получить разрешение на въезд в пограничную зону. К тому же, для продвижения российской части Арктики на международном туристическом рынке эти территории еще нужно очистить, подчеркнул руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров.

«Генеральная уборка, о которой говорил Владимир Путин уже лет пять назад, так и не состоялась. Порядка миллиарда рублей выделено на уборку Земли Франца-Иосифа, острова Белый и еще какой-то территории на Ямале. На самом деле, проблема не заключается в нескольких территориях, это проблема практически всего побережья Арктики. Любая бывшая база, любой метеопункт, любой бывший поселок — это сотни, десятки тысяч бочек, а это металлолом, текущие ГСМ, которые из этих бочек попадают в реки, ручьи и озера», — пояснил Чупров.

По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, за рубежом арктический туризм нередко приносит львиную часть доходов в местные бюджеты. В России лишь два северных региона по-настоящему заинтересованы в том, чтобы развивать это направление, — Мурманская и Архангельская области, однако денег на это у них сейчас нет, заявил руководитель центра арктического туризма «Грумант» Тимофей Рогожин. Остальные регионы инвестировать в арктический туризм просто не хотят, считает эксперт.

«На Чукотке львиная доля доходов от налоговых поступлений и всего, что связано с золотодобычей. Возьмем, например, Ямало-Ненецкий автономный округ, это один из немногих профицитных бюджетов за счет нефти и газа, по большому счету. Если еще учесть, чтобы туризм развивать, надо в него вкладывать деньги. Арктический туризм требует создания инфраструктуры, это все дорого, и кадры нужно обучить и научить. Это все история не одного года и не двух. Это какие-то инвестиции "в длинную", которые в России у нас не приняты», — считает Рогожин.

Арктическим туристам в России могут предложить «нефтяные» экскурсии. Об этом ТАСС сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов. По его мнению, путешественникам было бы интересно, в частности, побывать на платформе Приразломная в Ненецком автономном округе.

Вся лента